Найти тему

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В РОМАНЕ С. РИЧАРДСОНА «ПАМЕЛА, ИЛИ ВОЗНАГРАЖДЕННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Сэмюэл Ричардсон – известный английский писатель 18 века, творчество которого находится на стыке идей просвещения и сентиментализма. Главная заслуга автора – создание семейно-бытового романа в эпистолярном жанре. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель», увидевший свет в 1740 году, написан, в основном, в форме писем главной героини к родителям, в которых она рассказывает о своей жизни в поместье мистера Б., где работает служанкой.

По сюжету романа этот мистер Б. пытался соблазнить девушку, но, пораженный ее целомудрием и честностью, женился на ней. Первая часть произведения заканчивается свадьбой героев; в продолжении романа Памела повествует о своей новой жизни уже в качестве светской дамы. Что касается мистера Б., то он под влиянием своей добродетельной супруги совершенно изменился в лучшую сторону и стал порядочным джентльменом.

Хотя роман пользовался огромной популярностью, тем не менее, он вызвал шквал критики в адрес героини. Многие читатели сочли ее поведение намеренным кокетством; некоторые авторы даже сочинили пародии на это произведение. Между тем заслуга Ричардсона в создании нового типа романа была очевидна даже для заядлых скептиков. Подробное изображение человеческих отношений с тонким анализом чувств и переживаний героев в эпистолярной форме было несомненным прорывом в художественной литературе 18 века.

Роман «Памела» стал предшественником всеми любимых произведений Джейн Остин «Гордость и предубеждение» и Шарлоты Бронте «Джейн Эйр». Правда, мистер Б. сильно проигрывает в харизме и благородстве мистеру Дарси и мистеру Рочестеру, а Лиззи и Джейн с художественной точки зрения получились интереснее Памелы. Тем не менее, сюжет и образы персонажей вышли настолько интересными и цепляющими, что нашли свое продолжение в английской литературе.

Ричардсон мастерски обрисовал психологические портреты Памелы и мистера Б. Несмотря на дидактический пафос романа, герои получились колоритными и могут заинтересовать даже современного читателя. История непростых взаимоотношений распущенного дворянина и благородной простолюдинки по неизвестной причине всегда находит отклик у людей всех возрастов. Ричардсон показал столкновение своих героев изнутри, добавив к социальным противоречиям психологический конфликт, который усугубил их драму.