Этой публикацией завершаю рассказ о камазовских тракторах. Сегодня немного материалов из фондов нашего музея, рассказывающих о тракторе КАМАЗ Т-215.
Как известно вопрос производства тракторов на КАМАЗе стоял не один год и не одно десятилетие. На рубеже веков КАМАЗ не оставлял надежду создать такой трактор, который составил бы конкуренцию тракторным производствам Белоруссии и Украины. В первом десятилетии 2000-х годов на КАМАЗе была предпринята очередная попытка производства тракторов. Только в отличие от попыток 1990-х годов, когда производство тракторов планировали осуществлять на базе узлов и агрегатов автомобиля КАМАЗ, в 2007 году было решено привлечь к этому делу зарубежных партнёров. Спустя некоторое время КАМАЗ остановил свой выбор на холдинге ARGO SPA (Италия). Эта компания выпускала тракторы на заводах Landini (Италия) и McCormick (Англия). Вот как об этом завуалированно сообщалось в «Автостоянке» - приложении к газете «Челны ЛТД» от 4 июля 2007 года.
Первым итогом сотрудничества между КАМАЗом и итальянским холдингом стала покупка нашей компанией небольшой партии тракторов McCormick XTX 215 мощностью 225 л.с.
31 августа 2007 года в Казани прошла выставка-презентация 8 новеньких камазовских тракторов. Это была первая партия из запланированной к выпуску в том году партии из 200 машин. Известно, что 6 из 8 тракторов закупило Правительство РТ, а по одному были отправлены в Туркменистан и Казахстан. Посмотрите фотографии с выставки в Казани.
18 июня 2008 года в сдаточном корпусе автомобильного завода открылось сборочное производство сельскохозяйственных тракторов КАМАЗ Т-215. Другими словами, на КАМАЗе была организована «отвёрточная» сборка иностранных тракторов McCormick XTX 215. В церемонии открытия тогда приняли участие Минниханов Р.Н. -премьер-министр РТ, Когогин С.А. - генеральный директор КАМАЗа и Валерио Морра - Президент ARGO Tractors S.p.A. (Италия).
Внизу заметка из газеты «Республика Татарстан» от 11 ноября 2008 года.
КАМАЗ планировал выпускать три основных трактора, технические характеристики которых вы можете посмотреть внизу.
Первоначально на тракторе стоял двигатель Iveco, но планировалось использование двигателей Cummins (не забывайте про созданное на КАМАЗе 19 сентября 2006 года совместное предприятие КАММИНЗ КАМА).
На тракторе можно было устанавливать различные навесные орудия отечественного и импортного производства – плуги, культиваторы, сеялки, косилки, ворошилки. Подъёмное усилие заднего навесного устройства составляло 10 950 кг. Внизу трактор КАМАЗ Т-215 и посевной комплекс «Агромастер 7300».
Особое внимание уделялось кабине перспективного трактора.
Замечу, что к 2009 году планировалось сварку каркаса кабины, её окраску и сборку осуществлять именно на КАМАЗе. Поговаривали даже, что уровень локализации трактора к 2010 году должен был достичь более 50%.
Рассматривая Казахстан и Туркменистан, как ключевые рынки для реализации своих тракторов КАМАЗ 25 декабря 2007 года презентовал КАМАЗ Т-215 в Астане Адильбеку Джаксыбекову - руководителю Администрации Президента Казахстана, а в 2008 году новый трактор был продемонстрирован Гурбангулы Бердымухамедову - Президенту Туркменистана.
Планировалось, что в 2008 году будет выпущено 500 тракторов, а к 2012 году КАМАЗ планировал выйти на сборку 4 000 тракторов в год. У трактора КТ-215 был высокий уровень производительности, низких расход топлива, комфортная кабина, умная электронная трансмиссия. Но вновь в планы КАМАЗа вмешались внешние факторы. Финансово-экономический кризис 2008 года свернул все планы по выпуску этих тракторов.
Но тракторная тема в Набережных Челнах не была остановлена. В 2010 году было создано совместное предприятие между КАМАЗом и голландской фирмой CNH. Данное СП на бывших площадях ремонтно-инструментального завода начало сборку тракторов мощностью от 325 до 535 лошадиных сил. Сборка эта продолжается и по сей день. Но историю голландско-татарских тракторов напишут позже другие…