Найти тему

Вот каково это — быть нумизматом на пенсии

Он сидел на скамейке в сквере на Гоголевском бульваре, положив рядом с собой пару альбомов с монетами — сурового вида пожилой мужчина лет под 70, в сером плаще, поношенном картузе и фетровых ботах, которые в СССР получили народное название «прощай молодость».

«Можно взглянуть ?» — спросил я его.

Он перевёл на меня взгляд: «Чем интересуетесь ?»

Это был не просто вопрос — это был своего рода тест на вшивость: как сформулирую я свой запрос — такое и будет ко мне отношение.

Я спросил то, что у него едва ли было в альбомах для показа всем проходившим мимо: «Серебро от Петра I до Петра III”.

Серый плащ в картузе заинтересованно зашевелился: «Это у меня есть дома, сюда не ношу. Вы посмотрите здесь — может что-нибудь заинтересует … »

Он покопался в стоящей у его колен потертой полотняной сумке и извлёк оттуда альбом размером поменьше тех, что были выставлены на всеобщее обозрение.

«Тут у меня Россия, XVIII век, в основном - медь, но есть и серебро. Да Вы присаживайтесь», — пригласил он меня на скамейку.

Я присел рядом и взял в руки предложенный к просмотру тоненький альбомчик.

Я перелистывал страницы — там были полтины, гривенники и пятаки, в основном — Екатерины II, но — не редких годов чеканки.

«Что-то продали сегодня ?»

«Сегодня ?» — по лицу моего собеседника промелькнула грустная улыбка.

«Сегодня — ничего !» — ответил он и добавил: «По правде сказать — вчера тоже ничего. На этой недели только 2 юбилейные монеты продал: молодой отец купил сынишке — тот очень просил купить ему монеты с бременскими музыкантами».

Молчание.

«Вообще-то я сюда хожу не только из-за денег — дома не сидится. А сегодня хорошая погода, да ещё иногда нумизматы останавливаются — посмотреть».

«Ну они-то покупают ?»

Нумизмат вздохнул: «Вот они-то как раз не покупают — останавливаются посмотреть и поговорить. Да и не нужны им «бременские музыканты»: коллекционеров интересуют разновидности, штемпеля, редкий брак …»

«Так может Вам присесть на пятачке на Таганке у магазина “Нумизмат” или в выходные дни у метро «Электрозаводская» и взять из дома на продажу что-то поинтереснее юбилейки ?» — предложил я.

Нумизмат ответил не сразу.

«Вообще-то мне жалко продавать то, что я собирал все жизнь. Пока ещё не то, чтобы хватает на жизнь, но — жить можно. А начну продавать коллекцию — как тогда я дома будут вечера коротать ?»

Опять молчание.

«У меня есть товарищ один — нумизмат, мой одногодка — он все жизнь собирал чешую: у него в коллекции редкие монетки-чешуйки имеются — не только Московское княжество и его уделы, но и Тверь, Рязань, Торжок … А сейчас зрение упало так, что он свою коллекцию толком и разглядеть не может.

Но все помнит: открывает альбом показывает тем, кто к нему заходят чайку попить, как я иногда… да не просто показывает - про каждую монету рассказывает так, что заслушаешься … вот только уже не видит толком то, на что он пальцем показывает …»

-2

Замолчали мы оба.

Я ещё раз просмотрел альбомчик на продажу из того, что от сердца оторвать не жалко и встал.

«Уже идёте ?» — поинтересовался на прощанье пожилой нумизмат.

«Пора по делам».

«Не присмотрели ничего себе? Все есть ?»

«Всего нет ни у кого», — ответил я. «Но вот это — не зацепило».

Мужчина понимающе кивнул: «Монета — она должна цеплять с первого взгляда … нужно ее очень захотеть … чтобы потом искать к ней погодовку … А потом расстроиться, если встретишь такую же в лучшем сохране … Да, засасывает это дело !»

Я уже сделал пару шагов по направлению к станции метро Кропоткинская, но остановился и спросил пожилого нумизмата:

«Извините, меня зовут Александр, а как Вас звать … если не секрет ?”

Не выпуская из рук альбомчик, нумизмат представился:

«А меня зовут так же, как звали Канкрина — министра финансов при Николае I — слыхали о таком ?»

«Неужели Георг Людвиг ?»

Нумизмат улыбнулся: “Георг Людвиг он был в Германии при рождении, а на службе в матушке-России его окрестили Егором Францевичем … Я же так был записан при рождении — я ведь коренной москвич по матери … а отец у меня не немец, а латышский стрелок … революцию тут делал».

Пожилой нумизмат Егор Францевич с Гоголевского бульвара больше уже мне не попадался, хотя я несколько раз специально делал крюк от старого Арбата до Кропоткинской: может он поменял скамейку, а может причина в возрасте или в пандемии …

🙂

Мошенники, продающие фальшивые коллекционные монеты

история о том, как я покупал у мошенника фальшивый рубль с портретом Петра I 👉 об этом статья на моем канале

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки … если понравилось.

За репосты – особая благодарность!