В чем психологический секрет успеха нового сериала от Netflix «Игра в кальмара»? Почему наша психика получает удовольствие от подобных фильмов? Отчего оставаясь сознательно спокойными, бессознательно мы так сильно хотим посмотреть следующую серию? И наконец не опасно ли для психического здоровья подобное кино?
Сюжет это сериала повествует о людях, оказавшихся на самом дне жизни. Отчаяние, безысходность, и обреченность – вот их суровые будни. Они все оказались финансовыми и моральными банкротами. Разумеется, подобная публика соглашается принять участие в тайных играх с призом в 40 миллионов долларов. Вот только они пока не знают, что игра в кальмара, это такая игра, в которой выбывшему достается смерть.
Что же привлекает нашу психику в этом и в других подобных сериалах?
1. Насилие.
Фрейд писал, что первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации. Между тем агрессия неотъемлемая часть нашей психики. Когда мы не можем откусить от жизни то, чего нам не хватает для того, чтобы удовлетворить потребность, психическое напряжение превращается в агрессию – самую эффективную мотивацию устранению дефицита чего-либо в нашей жизни. Если бы я создавал логотипы, то для агрессии я бы выбрал оскаленные зубы. Потому что агрессия это про откусывание самых лакомых и аппетитных кусков. Но в современном обществе есть очень мало социально приемлемых способов ее проявления. В результате нам снятся сны где мы с таким удовольствием, или наоборот со страхом (если проявления агрессии для нас табуированы) кидаем в окружающих не ругательства, но камни и ножи, причем максимально острые и тяжелые.
Подобные фильмы, с опереточно брызжущими фонтанами крови обеспечивают для нашей психики тот же терапевтический эффект, что и сны, описанные выше. Возможность мысленно помахать кулаками после/вместо драки – бесценна для нашей психики. Поэтому рассказы о том, что фильмы и компьютерные игры являются причинами волны насилия не более чем научно недоказанная спекуляция. Бесконечно далекая родственница объективной реальности. Фильмы вообще не могут ничего положить в нашу голову, они могут только достать, то, что там уже есть. Причем это под силу только самому качественному кинематографу.
2. Деньги.
Чего хочет голова человека? Получать положительные эмоции. Положительные эмоции мы субъективно ощущаем тогда, когда напряжение в нашей голове снижается. Обычно это происходит из-за удовлетворения той или иной потребности. По сути положительные и отрицательные эмоции — это кнут и пряник при помощи, которых внутренняя, встроенная от рождения система мотивации нас дрессирует. Заставляет удовлетворять потребности необходимые для выживания нас, как особи и как вида. Большую часть бодрствования мы испытываем напряжение от зарабатывания денег. «В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься». Именно инфантильное желание получить деньги по волшебству, не напрягаясь, заставляет игромана делать первые ставки. Деньги удовлетворяют сразу несколько базовых потребностей, в воде, еде, тепле, безопасности, статусе и т.д. К счастью большинство из нас не становятся игроманами, но маниакальный радикал, бессознательные мечты повторить судьбу Емели, зачерпнув вместе с водой волшебную щуку имеются к сожалению, у всех людей на земле.
Поэтому фильмы, где на голову главного героя, которого мы разумеется ассоциируем с собой сваливаются баснословные богатства, никогда не надоедят. Он заработал деньги не непосильным трудом, а выиграв, или ограбив плохих парней. Если вы снимите про это фильм, например, одиннадцать друзей Оушена, он станет дико популярным. А если добавите в эту историю хэппи энд в котором главный герой раздаст деньги бедным, то получите живущие в веках баллады о Робин Гуде. «Двенадцать месяцев в году, не веришь — посчитай. Но всех двенадцати милей весёлый месяц май. Шёл Робин Гуд, шёл в Ноттингэм…».
В общем истории про халяву трогают нас за самые интимные части души и потому обречены на долгую жизни в веках и кассовый успех. Это вы хоть у основателя МММ спросите…
3. Жестокая правда о человеческой природе.
В сериале мы видим, как от алчности и страха, с главных героев за считанные секунды смывается тонкий слой цивилизованности и скоропостижно теряя человеческий облик обнажается животная сущность. Почему историю об этом так важно увидеть нашей голове именно сейчас. Дело в том, что закон о том, что сила действия равна силе противодействия актуален не только для физики, но и для психологии. Есть целый раздел это изучающий – «реверсивная психология». Чем активнее ты заставляешь ребенка есть, тем энергичнее он будет отказываться от пищи. Это я к тому, что сегодня давление общества на наше внутреннее «животное», достигло исторического максимума. В общем политкорректность, толерантность и вот это все. Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова очень точно озвучил мысли нашей животной части:
— Вот все у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
Поэтому наблюдение за тем, что кто-то разрешает себе поведение животного приносит огромное удовольствие нашему бессознательному. Сознательно мы можем это осуждать и испытывать негативные эмоции. Но это напряжение обусловлено столкновением внутренних табу и бессознательных желаний, а не тем, что мы хорошие и интеллигентные люди. Если у кого-то есть иллюзии по поводу нашей природы, прочитайте про «Стэндфордский эксперимент». Это классика социальной психологии. Вкратце, группу из 24 человек случайным образом поделили на условных надзирателей и заключенных. Эксперимент пришлось завершить досрочно — спустя всего 6 дней — из-за того, что «надзиратели» стали проявлять садистские наклонности, а некоторые «заключенные» не выдерживали психологического давления и издевательств.
4. Победа добра над злом.
Главный секрет популярности книг, фильмов и сериалов в том, что в них создаются условия для отдыха наших скорбных мозгов. Каким образом? Дело в том, что мы обречены на постоянный дефицит. Пока мы живы нам все время чего-то не хватает. Это динамическая основа нашей психической жизни. Но постоянная гонка сильно выматывает и утомляет. Причем эта гонка проводится по достаточно жестким правилам, полным хаоса и несправедливости. Кинематограф позволяет психике отдохнуть, погрузившись в выдуманный мир, где есть то, чего так не хватает в реальности. Чем качественнее расслабление от просмотра фильма, тем популярнее он становится. Сказки – это древний отдых от реальности. В них победа порядочности позволяет утилизационный напряжениях от хаоса жизни. Добрые и честные поступки вознаграждаются богатством, любовью и высоким социальным статусом. В мире торжествует справедливость и нет проблемы различения добра и зла. Это дает хорошую психологическую разгрузку, уверенность в том, что самые неразрешимые проблемы могут быть преодолены, если ты будешь добрым, честным и неподкупным, словом хорошим. Чем меньше этого в реальности, тем больше денег мы будем готовы отдать за расслабление от фильма, который об этом интересно расскажет.
P.S. Эту тему будем обсуждать в прямом эфире в пятницу, в 13:10 по Москве, в YouTube doctorvainer.
P.P.S. Если у вас есть вопросы – пишите в директ instagram doctor_vainer, буду на них отвечать во время прямых эфиров (среда, пятница, 13:10 по Москве)!
#психология #кино #ПсихологияОтношений #ИграВКальмара #психика #докторВайнер