Вот какая репродукция мне недавно попалась.
Написанная в 70-е годы, когда основным и единственным методом в культуре и искусстве был социалистический реализм, эта картина выходит за рамки идеологии и отражает настоящую жизнь.
Мне вспомнились ставшие крылатыми фразы Маяковского "самый человечный человек", "Ленин и теперь живее всех живых", вспомнилось, как с детского сада в нас закладывали мысль, что Владимир Ильич — идеальный человек, не имеющий недостатков, образец, на который надо равняться. И хорошо так втемяшивали эту мысль в сознание...
Вспоминается, как в конце 80-х будущий муж в ходе беседы на мою фразу о том, что идеальных людей не бывает, ответил вопросом: "А как же Владимир Ильич Ленин?" Яркий пример, что в сознание многих советских людей была внедрена мысль о Ленине как безупречном образце.
Сейчас это всё кажется нелепым, и картина Борисенко выглядит немного иронично. Но это полотно далеко отстоит от простой агитации и пропаганды. Нельзя не улыбнуться, глядя на забравшуюся на стол-секретер девчушку, на опрокинутую ею чернильницу. Девочка не хулиганка, ей просто захотелось быть как можно ближе к "дедушке Ленину", может быть, что-то рассказать ему. Посмотрите, как серьёзна маленькая "внучка". Поскольку портрет вождя обрамлён чёрными траурными лентами, видимо, происходило это 24 января, в день памяти Ленина.
И ещё такая деталь. "Картина в картине". Над бюстом "дедушки" изображена картина Сергея Иванова "Расстрел", написанная в 1905 году.
Вот что говорится об этой картине на сайте Яварда:
На картине изображена сцена расстрела участников Декабрьского восстания 1905 года. Художник Сергей Иванов был свидетелем и участником тех событий - сочувствуя бунтовщикам, он оказывал медицинскую помощь студентам-мятежникам, раненым в ходе боёв против солдат, вовлечённых в подавление восстания.
Существует популярная конспирологическая теория, будто бы Иванов заложил в свою картину некий "секрет": это аргументируют тем, что тело убитого мужчины на переднем плане очень похоже на человеческую голову, повёрнутую на 45 градусов.
Ныне картина находится в историко-мемориальном музее "Пресня" в Москве.
Картина никогда не публиковалась самим автором, он даже скрывал её от близких родственников - вероятно, чтобы не настраивать против себя правительство Российской империи. Художник С.В.Иванов умер летом 1910 года - вскоре после его смерти, картина "Расстрел" была найдена вдовой художника.
Художник оставил работу без названия, не указав его на полотне. Картина была выставлена на посмертной выставке художника под названием "Эскиз" (хотя полотно и является законченным). Уже после Октябрьской революции, картина была прославлена Советской властью под названием "Расстрел" - картина, а также история её создания, активно применялись в агитации против былой царской власти.
И вот ещё о мужской фигуре на переднем плане отсюда
Если изменить угол зрения и внимательно рассмотреть ближнюю мужскую фигуру, уткнувшуюся в землю, то волшебным образом на ее месте обнаруживается… голова мужчины с небольшой бородкой клинышком, длинным носом и прикрытыми глазами. Художник не расшифровал свою задумку, не оставил ни письменных ни устных объяснений, такому феномену.
Все предположения о “прототипе” загадочной головы высказывали эксперты-исследователи творчества Сергея Иванова. Во внешности находили сходство с главными московскими жандармами – Треповым и Дурново, намекали на якобы узнаваемые черты императора Николая II. Но версии так и остались лишь предположениями.
В общем, в картине "Мой любимый дедушка" несколько смыслов.
Конечно же, мне захотелось побольше узнать об авторе картины, увидеть другие его произведения. И хочу здесь поделиться с Вами, дорогие читатели, тем, что удалось найти.
Родился Эдуард Павлович Борисенко 8 августа 1928 года в селе Николаевка Екатеринославской губернии Украинской ССР.
В 1942-45 гг. работал художником на Горьковском военном заводе. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
То есть начал работать художником в 13 или 14 лет. Значит, уже неплохо рисовал. Неизвестно только, где и как до этого учился.
В 1950 году окончил Одесское художественное училище. В 1950-56 гг. обучался на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР, у Б.В.Иогансона, А.Д.Зайцева, В.В.Соколова (дипломная картина - «В операционной», присвоена квалификация художника живописи).
На репродукцию дипломной работы мы можем посмотреть — она нашлась в сети.
За свою дипломную картину Борисенко получил "отлично". И это справедливая оценка! Посмотрите, как мастерски написано белое на белом, как достоверно показано проведение операции.
С 1956 года Э.П. Борисенко — участник зональных, всесоюзных, международных выставок. В 1956-57 гг. работал живописцем Художественного фонда Челябинска. С 1957 года жил в Магнитогорске. В 1957-90 гг. работал в художественно-производственных мастерских. Член Союза художников РСФСР (1960).
Таковы краткие биографические сведения. К сожалению, удалось найти совсем мало репродукций работ художника. В основном, посвященных Магнитогорскому металлургическому комбинату. А художник работал в разных жанрах. Писал и пейзажи, и натюрморты. Но в Интернете их, увы, я найти не смогла — видимо, просто никто не выложил. Есть лишь упоминания названий и некоторые факты биографии.
Скончался Эдуард Павлович 14 февраля 2005 года в городе Магнитогорске. Похоронен на Левобережном кладбище в Магнитогорске.
На сайте ритуальной компании ЕвроСервис нашлось фото могилы Эдуарда Павловича.
И там же сказано, что
Его работы находятся в Музее Российской Академии художеств, Челябинском музее искусств, Магнитогорском краеведческом музее, Научно-техническом музее Магнитогорского металлургического комбината, Магнитогорской картинной галерее, в частных коллекциях ближнего и дальнего зарубежья.
Давайте посмотрим работы Э.П. Борисенко, репродукции которых удалось найти в сети.
На приведённой ниже репродукции легко узнать интерьер, изображённый на картине "Мой любимый дедушка". Но на стене нет портрета вождя, а в вазе, которую мы видели пустой, сейчас расположены красивые лилии. К сожалению, неизвестно, написан этот интерьер до или после написания "Моего любимого дедушки".
И несколько работ, посвященных Магнитогорским заводам (калибровочному и Магнитке — Магнитогорскому металлургическому комбинату) и людям, работавшим там.