Здесь жили Афанасий Фет, Виссарион Белинский. Здесь читал лекции Иосип Броз Тито. Гоголь и Лев Толстой гостили у друзей. Юный Маяковский мчался по Петроверигскому переулку на встречу с возлюбленной…
Прогуляемся по этому переулку и мы!
Мировой пожар раздуем
Дом с несуразным номером 6-8-10 – это общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, позднее – Института иностранных языков. Кадры для мировой революции ковались именно здесь. Особое впечатление производили северокорейские студенты:
«перед сном вставал в позу плаката и громко на своем языке декламировал оду Ким Ир Сену».
И из других воспоминаний:
«во время войны в нашем буфете бесплатно выдавали сырую крапиву и свекольную ботву для еды».
В наши дни общежитие соседствует с руиной: правое крыло здания – то, что ближе к новому парку и Спасоглинищевскому переулку с синагогой – выгорело и стало похоже на чернобыльскую зону отчуждения. Правда, теперь все ремонтируют.
На месте закругленной части здания, которая выходит на угол переулка, стоял разобранный после наполеонова пожара храм Поклонения честным веригам святого апостола Петра.
Отсюда – необычное название на карте города.
Предшественница Третьяковки
К старому общежитию примыкает и сам Коммунистический университет (№10с3), в котором читал лекции будущий югославский вождь Иосип Броз Тито. После войны здание передали медикам, и во дворе можно увидеть памятник доктору Александру Мясникову.
Это был дедушка и полный тезка современного врача и телеведущего. Мясников-старший лечил Сталина и оставил мемуары. Неоклассическое здание выстроили незадолго до революции для немецкого училища.
Когда-то здесь была усадьба Петра Измайлова, который чуть не сорвал переворот, стоивший Петру III трона и жизни. За день до выступления офицер Преображенского полка разоблачил одного из заговорщиков, но было уже поздно… Измайлов получил отставку и мог думать, что легко отделался. Через 34 года награда нашла героя, и Петр Иванович «прыгнул» до действительного тайного советника. Ведь Павел I чтил память отца и не любил мать.
В 1862 году водочный король Василий Кокорев построил на этом месте первую в Москве общедоступную галерею с работами Брюллова, Айвазовского, Тропинина. Предшественница Третьяковки! Несколько лет спустя все это пришлось распродать: после отмены откупов на водку король разорился…
Часть этих картин купил другой предприниматель-коллекционер – выросший в том же переулке Дмитрий Боткин (Боткины сколотили капитал на чае и не прогорели).
Боткины и их друзья
Почти в обнимку с общежитием в стиле конструктивизма стоит дивная усадьба с Амуром и Психеей, Аполлоном и Минервой, венками и лентами.
Здесь было два салона XIX века. На заре столетия усадьбу Тургеневых посещали Херасков, Жуковский и Вяземский. В семье «директора» Московского университета здесь рос будущий экономист и декабрист Николай Тургенев. В 1826 году его отправили в Сибирь, однако Николай Иванович провел остаток жизни под Парижем и в комфорте. Ведь декабрист во время мятежа был в Англии, потому и на каторгу его смогли послать только заочно.
Брат его Александр Тургенев дружил с Пушкиным и вез тело убитого поэта в Святогорский монастырь.
Усадьбу же купил преуспевающий чаеторговец Петр Боткин. У него было 25 детей, и многие из них прославили свою фамилию. Сергей Петрович Боткин стал знаменитым врачом, Василий Петрович – видным публицистом-западником, Михаил Петрович – художником, Дмитрий Петрович – коллекционером. В особняке с барельефами бывали Гоголь, Толстой и Тургенев. Белинский и Грановский какое-то время здесь жили. А поэт Фет устроился на правах родственника, ведь он взял в жены Марию Петровну Боткину.
На девушке из рода Боткиных женился Николай Гучков, из другой «династии» московских купцов. В начале XX века супруги владели усадьбой, Николай Иванович стал городским головой. При нем весь город рассекли трамвайные пути, в Москве ввели всеобщее бесплатное образование (в рамках городских училищ).
Лебедев, Мензбир и музы
Пока что мы смотрели только правую, четную сторону Петроверигского переулка. Скажем несколько слов и о другой стороне!
В угловом с Маросейкой доме №1/10 на рубеже веков жил крупнейший физик дореволюционной России Петр Лебедев, который впервые измерил давление света. Если б не ранняя смерть, он стал бы нобелевским лауреатом.
В советском доме №3 в 1930-х доживал свой век старый профессор Михаил Мензбир – основоположник русской орнитологии.
Наконец, дом №5/4 – угловой со Старосадским переулком. Его можно назвать домом трех муз. Тут жили музы Владимира Маяковского, Валерия Брюсова и Луи Арагона.
Но об этом месте лучше рассказать в следующей статье, про Старосадский переулок!
Каталог всех моих статей по разным рубрикам – в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
#история #москва #история москвы #архитектура #достопримечательности #ивановская горка #СТАРЫЕ ДОМА #ПЕТРОВЕРИГСКИЙ ПЕРЕУЛОК