Найти в Дзене
Математика не для всех

Как "топили" евреев на экзаменах в советские ВУЗы. Просто сумасшедшие придирки

Приветствую Вас, уважаемые Читатели! И снова на канале невыдуманная история о том, каким образом в советские годы на экзаменах на МехМат МГУ решался национальный вопрос.

Сегодняшний материал я почерпнул в статье 1980 г. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ГЕНОЦИД Экзамены для евреев: МГУ, МФТИ, МИФИ. Б. А. Каневский, В. А. Сендеров, Москва, 1980
Источник: https://w2.chabad.org/media/images/993/gitL9933270.jpg
Источник: https://w2.chabad.org/media/images/993/gitL9933270.jpg

В статье достаточно красочно описываются уловки и хитрости, которыми экзаменаторы препятствовали поступлению абитуриентов-евреев в ведущие ВУЗы столицы.

Письменный экзамен в тот же МГУ состоял из пяти задач. Чтобы допуститься к устному этапу, требовалось получить хотя бы оценку "удовлетворительно" (нужно идеально решить две задачи).

Зная это, абитуриенты выбирали пару-тройку простых задач, и всё время экзамена проводили в попытках довести запись решения до совершенства. Получалось не у всех.
И.И. Мельников - депутат Государственной думы от Коммунистической партии. В 1980-х - член приёмной комиссии МехМата. Источник: https://red.msk.ru/wp-content/uploads/2015/04/melnikov7082.jpg
И.И. Мельников - депутат Государственной думы от Коммунистической партии. В 1980-х - член приёмной комиссии МехМата. Источник: https://red.msk.ru/wp-content/uploads/2015/04/melnikov7082.jpg

Зачастую, это были явные "придирки". Например, ответом на решение уравнения один из абитуриентов записал:

Х = 1 и Х = 2

Получив за эту задачу "-", подал апелляцию, которая была отклонена (цитата из статьи):

"Вот типичный пример мотивов отклонения апелляционной жалобы на оценку задачи.
Председатель апелляционной комиссии, профессор Мищенко А.С., рассматривая задачу 1, ответ в которой был написан так: « х= 1 и х= 2», сказал, что это — грубейшая ошибка, так как по смыслу «и» не совпадает с «или», т.е. если бы Саша записал ответ в виде « = 1 или = 2», то решение было бы засчитано"
В статье автором "придирки" называется А.С. Мищенко - профессору кафедры высшей геометрии и топологии механико-математического факультета Московского университета, доктору физико-математических наук. Кстати, на Youtube есть записи его лекций по общей и дифференциальной топологии. Лично мне очень нравится манера изложения. Источник: http://higeom.math.msu.su/~asmish/Lichnaja-2010/Version2010-11-20/Picture.jpg
В статье автором "придирки" называется А.С. Мищенко - профессору кафедры высшей геометрии и топологии механико-математического факультета Московского университета, доктору физико-математических наук. Кстати, на Youtube есть записи его лекций по общей и дифференциальной топологии. Лично мне очень нравится манера изложения. Источник: http://higeom.math.msu.su/~asmish/Lichnaja-2010/Version2010-11-20/Picture.jpg

Одному из абитуриентов в качестве недочета было указано обозначение угла символом "∠". Было заявлено, что указанная запись не понятна!

Апелляция с формулировкой, что "непонимание экзаменаторами обозначений учебника - не его вина" была отклонена, как содержащая неуважение к экзаменаторам.

Другой абитуриент на письменном экзамене решил, казалось бы, простейшую задачу:

-4

Однако получил за неё "недочет", так как в первом уравнении системы "забыл" знак радикала.

Абитуриента, который набрал два чистых плюса на письменном экзамене ( а три из пяти задач в нём действительно были достаточно простыми), допускали к устному экзамену, который таил не меньше "опасностей", главные из которых назывались "задачами-гробами" (я писал про одну из таких).

Кстати, участь «жертв» подчас оказалась завиднее участи «хищников» - многие из отвергнутых успешно занимаются математикой и по сей день, в т.ч. в зарубежных университетах. Но это уже совсем другая история....

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и ставьте "Нравится" этому материалу!

Читайте про: