Приветствую Вас, уважаемые Читатели! И снова на канале невыдуманная история о том, каким образом в советские годы на экзаменах на МехМат МГУ решался национальный вопрос.
Сегодняшний материал я почерпнул в статье 1980 г. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ГЕНОЦИД Экзамены для евреев: МГУ, МФТИ, МИФИ. Б. А. Каневский, В. А. Сендеров, Москва, 1980
В статье достаточно красочно описываются уловки и хитрости, которыми экзаменаторы препятствовали поступлению абитуриентов-евреев в ведущие ВУЗы столицы.
Письменный экзамен в тот же МГУ состоял из пяти задач. Чтобы допуститься к устному этапу, требовалось получить хотя бы оценку "удовлетворительно" (нужно идеально решить две задачи).
Зная это, абитуриенты выбирали пару-тройку простых задач, и всё время экзамена проводили в попытках довести запись решения до совершенства. Получалось не у всех.
Зачастую, это были явные "придирки". Например, ответом на решение уравнения один из абитуриентов записал:
Х = 1 и Х = 2
Получив за эту задачу "-", подал апелляцию, которая была отклонена (цитата из статьи):
"Вот типичный пример мотивов отклонения апелляционной жалобы на оценку задачи.
Председатель апелляционной комиссии, профессор Мищенко А.С., рассматривая задачу 1, ответ в которой был написан так: « х= 1 и х= 2», сказал, что это — грубейшая ошибка, так как по смыслу «и» не совпадает с «или», т.е. если бы Саша записал ответ в виде « = 1 или = 2», то решение было бы засчитано"
Одному из абитуриентов в качестве недочета было указано обозначение угла символом "∠". Было заявлено, что указанная запись не понятна!
Апелляция с формулировкой, что "непонимание экзаменаторами обозначений учебника - не его вина" была отклонена, как содержащая неуважение к экзаменаторам.
Другой абитуриент на письменном экзамене решил, казалось бы, простейшую задачу:
Однако получил за неё "недочет", так как в первом уравнении системы "забыл" знак радикала.
Абитуриента, который набрал два чистых плюса на письменном экзамене ( а три из пяти задач в нём действительно были достаточно простыми), допускали к устному экзамену, который таил не меньше "опасностей", главные из которых назывались "задачами-гробами" (я писал про одну из таких).
Кстати, участь «жертв» подчас оказалась завиднее участи «хищников» - многие из отвергнутых успешно занимаются математикой и по сей день, в т.ч. в зарубежных университетах. Но это уже совсем другая история....
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и ставьте "Нравится" этому материалу!