Найти тему
Язык музыки

Крюки и невмы

В принципе, при записи музыки необходимо зафиксировать ее ритмическую сторону и высоту того или иного звука. Запись музыкального ритма долгое время была похожа на запись поэтической речи. Ведь поэзия отличается от прозы, прежде всего, наличием четкого регулярного ритма. А значит, там приходится как-то записывать этот ритм. Но о записи ритма у нас будет особый разговор.

Запись же высоты начиналась для человека с появления особых знаков, которые сегодня назвали диакритическими. Слово это происходит из древнегреческого языка, где κρῐτῐκός (кри́тикос) означает «способный к различению». Кстати, отсюда следует интересное правило: если человек не способен отличать, например, плохое от хорошего, то критиком он быть не может. И суть критики как раз и состоит в отделении того, «что гоже», от того, что «негоже».

Так вот, диакритические знаки — это пометки, которые ставятся чаще всего над буквами или слогами и уточняют их. Например, знак ударения показывает, что данный слог нужно произнести сильнее остальных. А две точки над русской буквой «е» показывают, что произносить ее нужно как [йо].

В древних языках (например, греческом, латинском) такие знаки показывали, что гласную нужно произнести кратко или долго растягивая. Сейчас бы мы сказали, что древние не столько говорили на своем языке, сколько напевали на нем.

μῆνιν ἄειδε θεὰ Πηληϊάδεω Ἀχιλῆος

οὐλομένην, ἣ μυρί ̓ Ἀχαιοῖς ἄλγε ̓ ἔθηκε,

πολλὰς δ ̓ ἰφθίμους ψυχὰς Ἄϊδι προΐαψεν

ἡρώων, αὐτοὺς δὲ ἑλώρια τεῦχε κύνεσσιν

οἰωνοῖσί τε πᾶσι, Διὸς δ ̓ ἐτελείετο βουλή,

ἐξ οὗ δὴ τὰ πρῶτα διαστήτην ἐρίσαντε

Ἀτρεΐδης τε ἄναξ ἀνδρῶν καὶ δῖος Ἀχιλλεύς

Пример древнегреческого текста с диакретическими знаками.

Еще более певуч китайский язык. Здесь диакритические знаки до сих пор показывают повышение или понижение голоса. То есть указывают на особенную мелодию того или иного звука. Такие языки называют тональными.

Основные тоны в китайской фонетике
Основные тоны в китайской фонетике

В тональных языках одно и тот же сочетание звуков, прочитанное разными тонами, может означать совершенно разные вещи.

Вот, например, в китайском языке значения слога «mа», произнесенного с разной мелодикой (в разных тонах):

  • 1-й тон - mа (мать);
  • 2-й тон - mа (конопля);
  • 3-й тон - mа (лошадь);
  • 4-й тон - mа (ругать).
-2

Со временем диакритические знаки, которые обозначали интонационные вариации произношения, отделились от текста и стали показывать повышение и понижение мелодии. Их по-прежнему записывали над текстом, но уже в виде отдельной строки.

Реконструкция средневизантийской нотации (IX–XI вв.)
Реконструкция средневизантийской нотации (IX–XI вв.)

Такие знаки в Европе называли не́вмами. В древнегреческом языке так обозначали знак головой (кивок) или глазами, которым руководитель хора (его называли корифей) напоминал певцам мелодию.

В Европе подобная запись музыки появилась уже в 8-м веке в эпоху, которую сегодня называют Каролингским Возрождением.

Невмы не показывали какую-то определенную высоту звука. Они служили лишь для напоминания певцам мелодии, которую те заранее заучивали наизусть.

Невмы, которые широко применялись в музыкальной практике Византийской империи, перешли затем на Русь. Здесь их метко назвали крюками, или знаменами, так как на Руси знаменем называли всякий знак.

Песнопение празднику Зна́мения Пресвятой Богородицы знаменного распева из книги Трезвоны
Песнопение празднику Зна́мения Пресвятой Богородицы знаменного распева из книги Трезвоны

На протяжении шести веков знаменное пение бурно развивалось. И только в XVII веке на волне общего движения Руси в сторону Европы оно начало заменяться европейской системой нотации.

Интересно, что русские старообрядцы сохранили знаменное пение до нашего времени, часто отделяя своего от чужого как раз по знанию знамен.

Страница старообрядческого Октоиха (XIX век)
Страница старообрядческого Октоиха (XIX век)

Необычайно графична тибетская система записи музыки, передающая всю прихотливость звучания тибетских песнопений.

Тибетская музыкальная запись XIX века
Тибетская музыкальная запись XIX века

Впрочем, существует еще одна версия происхождения первоначальных нотных знаков. По этой теории истоки невменной нотации следует искать в древнем искусстве хейрономии. Так в Древней Греции называли процесс управления певцами при помощи определенных жестов рук, хотя полагают, что искусство это было знакомо уже древним египтянам и жителям Месопотамии.

Странное слово хейрономия произошло от древнегреческих «хейр» (рука) и «номос» (правило, закон). Корифей руками показывал певцам не только ритм, но и движение мелодии. Это искусство затем перекочевало в практику христианской церкви. Многие исследователи считают, что невмы как раз и изображают движение рук древнего или средневекового хормейстера.

Так или иначе, в развитых системах невменной нотации одни знаки указывают на изменение высоты звуков, другие — повторяют хейрономические жесты руководителя хора, третьи — являются знаками довольно развернутых мелодий.

Например, именно такая система записи музыки начала складываться в VII-IX веках в Армении, где подобные знаки назвали хазами.

Армянские хазы (рукопись XII века)
Армянские хазы (рукопись XII века)

Данная система записи звуков могла существовать до тех пор, пока музыка была, в основном, одноголосной. С увеличением голосов подобная музыкальная запись сильно усложнялась, ведь отдельные голоса должны были точно сочетаться друг с другом, создавая вполне определенные созвучия. Здесь приблизительность существующей нотной записи сильно мешала. К тому же формальное заучивание мелодий наизусть требовало слишком много времени для обучения певцов.

Новая система нотации была изобретена в XI веке бенедиктинским монахом Гвидо из небольшого итальянского городка Ареццо.

Памятник Гвидо Аретинскому во Флоренции
Памятник Гвидо Аретинскому во Флоренции

Но это уже тема другого разговора.