Найти тему
Александр Залесов

Красивый мультфильм с верным посылом, но скучать придётся уже с 20 минуты. Почему «Райя» — скорее провал Диснея

Оглавление

Привет, это Саша. Ваш верный кинокритик в Дзене. Недавно писал про последний диснеевский хит «Энканто» (отличный мультфильм, посмотрите всей семьёй). И вспомнил, что в 2021 году выходила и другая знаменательная работа студии — «Райя и последний дракон».

Получив высокие оценки от критиков и зрителей (все хвалят анимацию, главных героинь, репрезентацию культуры Юго-Восточной Азии и общий посыл), фильм всё же не стал тотальным успехом. Он не породил волну обожания и фанатства, на которую, конечно, рассчитывали в студии. Давайте разберёмся, почему. И почему на самом деле это шаг назад для «Диснея».

О чём мультфильм

Человеческая гордость и зависть ставят мир на край гибели. Население раздроблено по нескольким племенам. В каждом из них находится частичка той силы, которая поможет предотвратить конец света.

Конечно, «Дисней» не был бы ведущей анимационной студией мира, если бы даже в не самой лучшей своей работе не смог бы сделать несколько сильных сцен
Конечно, «Дисней» не был бы ведущей анимационной студией мира, если бы даже в не самой лучшей своей работе не смог бы сделать несколько сильных сцен

Если покороче, то у нас снова апокалипсис. И даже больше, постапокалипсис. Часть «Райи» — настоящий «Безумный Макс» с песком, одиноким ездоком и племенами, которые за тобой охотятся. Это затухающий мир, в котором остаются частички магии, но с каждой минутой он погружается во мрак. В таком мире люди не живут, выживают.

Всё это для детей, поэтому никакой жестокости. Но есть мораль, которая будет разгадана вами ещё в самом начале — все беды людей исключительно из-за самих людей.

Интересна тут не она сама (довольно избитая, положа руку на сердце), а то, как её доносят авторы. Это не просто декларативный слоган, который произносят герои, а потом идут рубить врагов в капусту. Мораль вплетена в сюжет и является той силой, без которой невозможно представить финал. Главная героиня побеждает благодаря морали, а не потому, что у неё Ци сильнее или суперспособности прокаченнее.

Определённо, «Райя» — красивый, а временами даже очень стильный мультфильм
Определённо, «Райя» — красивый, а временами даже очень стильный мультфильм

«Райя» — морализаторское кино. Сначала оно критикует современный мир, а потом даёт ответ — только взаимное доверие поможет вернуть баланс во вселенную. Не любовь, как мы привыкли видеть в классических работах «Диснея», но доверие. Философия «Райи» проста: герой — тот, кто доверился другому, а не тот, кто всё решает сам и сам несёт ответственность.

Это любопытный идейный поворот, который не только отрицает традиционный героизм («Я спасу всех ценой своей жизни»), но и продвигает мысль о коллективной ответственности. Нет одного человека, из-за которого всё плохо (злодей). Мы все виноваты в том, что происходит.

Так что не так?

Тут читатель уже вздохнёт и спросит, почему я расхваливаю фильм, если в заголовке написал, что скучать придётся с 20 минуты. Время критики.

Несмотря на идейную составляющую, сами «приключения» (если их вообще так можно назвать) Райи и ей друзей скорее напоминают компьютерную игру. Это стандартный квест, в котором сначала надо сходить в пункт А и забрать одну вещь, потом в пункт Б и забрать вторую вещь, а затем в пункт В и забрать третью вещь.

В каждой локации героиню ожидает спутник, который сначала не будет на её стороне, но потом проникнется симпатией и вступит в команду по спасению мира.

Прямые как указка учителя режиссерские и сценарные конструкции «Раи и последнего дракона» видны любому человеку, который в своей жизни смотрел больше, чем три фильма. И они быстро погружают зрителя в скуку. Вязкую и тягучую скуку. Причём один из худших её видов — ты хочешь узнать, что будет в конце, но терпеть ради этого полтора часа нет никаких сил.

Особой неловкости прибавляют попытки авторов пошутить или выдать какую-то визуальную комедию с помощью специальных персонажей (посмотрите на этих трёх странных обезьян). Это уровень миньонов, а не «Диснея», который создал ироничный «Зверополис». Да, говорящие животные и предметы даже в мрачных диснеевских сказках служили как «минутка отдыха», но в «Райе» их присутствие — это как на чьих-то похоронах внезапно пошутить скабрезную шутку. Только тишина будет вам ответом.

Три персонажа, которые нужны для того, чтобы маленький ребёнок посмеялся (вы не будете)
Три персонажа, которые нужны для того, чтобы маленький ребёнок посмеялся (вы не будете)

Что в итоге?

«Райя и последний дракон» — интересная идея, запакованная в слишком большее количество клише и потугов на увеселение. Если выбросить всё искусственное и лишнее, осталась бы красивая и лаконичная короткометражка о том, как человек разрушает себя сам, а потом восстанавливает снова, опираясь на помощь других людей. Тот случай, когда режиссёрская версия должна быть короче оригинала.

Забавно, что такую грустную и сложную моральную историю студия продавала как весёлый приключенческий фильм с юмором и экшеном. Посмотрите трейлер: