Найти тему
Наталья Баева

Кто виноват и что делать?!

Если ученик не знает - вестимо, виноват учитель: не сумел заинтересовать. А вот ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Включить, помимо механической памяти, зрительную, логическую, тактильную и вкусовую! - предлагают сторонники НООСФЕРНОГО образования.

Это не шутка - сама присутствовала на уроке физики, где в порядке поощрения вручались конфеты. Только не знаю, смогли ли шестикласники связать в своей голове тему урока со вкусом леденцов.

Сама идея "задействовать" несколько видов памяти, безусловно, интересна. И разработки учителей - энтузиастов запоминаются не хуже, чем уроки, проведённые в форме игры.

Но противников "игрового" направления не меньше, чем сторонников: "учение и игра - виды деятельности, совершенно разные. Учение - труд"!

И конечно, никому не хочется, чтобы старшеклассники, которым давно уже, в прямом и переносном смысле, тесно за школьной партой, ждали, что учитель их будет развлекать. Устраивать танцы с бубнами.

Хочется ли этого самим старшеклассникам? Да ничуть. Все эти логарифмы - полиплоиды - дезоксирибонуклеиновые кислоты - аллегории и судьбы монархий... как вообще это может быть интересно, когда - весна? Когда ещё со счастьем поспал бы часа два? Когда не дождаться обеда?

НО... ЕГЭ!!! Страшный суд, которым пугают уже с первого класса!

-2

И за несколько месяцев приходится в авральном порядке запомнить то, от чего отмахивались годами.

Вот уже несколько лет "работаю волшебницей" - репетитору по должности положено творить чудеса.

А подтолкнул к творчеству случай: два семиклассника, пришедшие "подтянуть русский", понятия не имели, как оформляется прямая речь. Сколько раз повторила - уже не помню. Десятки, наверное. Бесполезно!

Ну никак не постичь, где двоеточие, где запятая, где тире...

Устав биться главой в доску, нарисовала на доске вот такое:

-3

Всё! Разглядев, где "глаза" - двоеточие, где "ножки" - кавычки, где "гавёшка" - запятая, и где "хвост" - тире, не ошиблись больше НИ РАЗУ.

***

Придумать "запоминалки" о фигурах речи предложила самим ученикам. Анафора, эпифора, градация, аллегория, литота, синекдоха...

И не спрашивайте меня, кому и зачем это нужно. Скорее всего, это просто легко и объективно проверяется в заданиях ЕГЭ. И поэтому есть в каждом варианте. И лишние баллы за верные ответы - никому не лишние.

Так ребята включились в процесс охотно. ГИПЕРБОЛА - добрая, она помогает вырасти, а ЛИТОТА - злая. Унижает - уменьшает:

-4

"Небо было глубокое, бездонное, бесконечное"...

"Пёсик такой маленький, просто игрушечный, вроде мухи"...

Чувствуете постепенство этих превращений? ГРАДАЦИЯ по-научному.

ИНВЕРСИЯ - нарушение привычного порядка слов для бОльшей выразительности.

Кто же не помнит рубайи Омара Хайама?

"Мы - источник веселья - и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны - и чистый родник"...

Одинаковые начала строк - это АНАФОРА.

А ЭПИФОРА - это одинаковые окончания:

"Светоч жизни, сосуд сострадания - мы,

Средоточие высшего знания - мы"...

Как не запутаться? Да очень просто: А - в начале алфавита, а Э - в конце.

"По мостовой гремят сапоги"...

Ясно, что сапоги сами по себе не ходят - идут солдаты. А часть с намёком на нечто целое - это СИНЕКДОХА. Увидели в странном слове какую - то синюшную дохлятину...

А вот что такое ОКСЮМОРОН - "умная глупость" - никто не усомнился. Хитрый шут - прикидывается простаком!

-9

Оказалось - в таком формате можно запомнить если не всё, то многое. Не только правила русского языка, но и названия столиц самых экзотических государств. Работа продолжается, запоминалок уже десятки.

Только всё никак не довести до совершенства рисунки...

Интересно, что как игру это не воспринимают. Работа!

Если эти наши наработки могут быть полезны ещё кому - нибудь, кроме нас - охотно продолжу.

А может быть даже кто - нибудь поделится своими запоминалками?

(А вот ещё порция запоминалок: о скульпторах и памятниках) https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/shpargalka-o-pamiatnikah-5f31293e412a69014698c98c