Введение
К моменту антишахской революции 1979 года Иран располагал современной боевой авиацией производства преимущественно США. Немалую роль играл в ней легкий истребитель F-5E/F Tiger II(тигр).
Это был очень удачный самолет, один из лучших боевых самолетов того времени. Шах Мохаммад Реза Пехлеви любил заказывать самые современные боевые самолеты. Благо, сам был неплохим летчиком и хорошо разбирался в авиационной технике. Но после его свержения настала эпоха американских санкций. Пришлось Ирану самому добывать запчасти и разворачивать их производство. F-5 с его распространённостью во всем мире и простотой конструкции оказался наименее проблемным из всех американских самолетов, состоявших на вооружении ВВС Исламской республики Иран. Но бесконечно ремонтировать старые самолеты невозможно. Они устаревают и несут потери в боях. Меж тем закупать новые самолеты за рубежом Ирану сложно. И дело не только в санкциях. В отличие от шахского Ирана экономика Исламской республике не блещет избытком финансовых средств. Поэтому еще в 90гг. началось создание своих боевых самолетов. В основу положили все тот же F-5. В этом персы не оригинальны. Еще до этого F-5 был положен в основу конструкции индийского Tejas и тайванского AIDC F-CK-1 «Цзинго». Во многих странах он же выпускался по официальной лицензии. Простота конструкции в сочетании с высокими летно-техническими характеристиками этому способствовала.
Описание
Созданию Kowsar предшествовали две другие конструкции на базе F-5. Первой был Azarakhsh .
Разработка ее началась еще в 1986 году в разгар войны с Ираком. Первый полет был совершен в 1997 году. Серийное производство началось в 2007 году, но ограничилось малой серией. Точный данных об ее конструкции мало, но ясно, что он чуть больше F-5 и скорей всего оборудован двумя российскими двигателями РД-33 от МиГ-29 и РЛС Н019МЭ «Топаз» от нашего экспортного истребителя МиГ-29СД. Боевая нагрузка 3200 кг и 20мм пушка. Впрочем, данные о ней разнятся. Кабина – двухместная. Но потребностям Ирана данные самолета не удовлетворяли. В 2001 году началась разработка его модернизированного варианта – Saeqeh.
Испытания начались в 2004 году. По сути, это были переделанные F-5 с одноместной кабиной. У них был новое двухкилевое оперение, схоже с оперением американского истребителя F/A-18 Хорнет. В остальном он был копией F-5, но при этом все компоненты, включая двигатель, были национального производства. В 2015 был создан Saeqeh-2. Он имел двухместную кабину, обновленное вооружение, авионику и электронику. И он был создан не только как боевой, но и как учебно-боевой самолет. Из этого самолета вышел Kosar (Kowsar). Его производство началось в 2018 году. Его сразу же позиционировали как национальную разработку. Он имеет, как одноместный, так и двухместный варианты. Двигатель по-прежнему иранская копия General Electric J85, который ставился на базовый F-5. При этом хвостовая часть снова копирует хвост F-5. За рубежом, однако, отметили современное оборудование в кабине пилота, новые катапультные кресла (предположительно на базе российских К-36). Широкомасштабного производства нет и этого самолета.
Заключение
Понятно почему эти самолеты не производятся в больших масштабах. Они в любом случае уступаю самолетам США и Израиля. Да и тем самолетам, что на вооружении Турции и Пакистана они тоже уступят. Таким образом, их создание и производство может служить лишь тренировкой для иранских инженеров и заводов. Но из такого мелкосерийного производства на базе иностранных компонентов при достаточном усердии может вырасти свое производство, уже массовое и самостоятельное. Примеров этого в технической истории масса.
Источники
https://topwar.ru/146236-iran-predstavil-sobstvennyj-istrebitel-kowsar.html,