Подводная лодка о которой сегодня пойдет речь уже давно закончила свой боевой путь. Данная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом» несла службу в составе Северного флота более 20 лет и была списана в начале нулевых. В определенное время можно попасть на лодку и осмотреть несколько ее отсеков, однако получается это сделать далеко не всегда, а если учесть что больше чем на полгода доступ на борт закрыт для ВСЕХ желающих из за погодных условий то можно сказать что попасть на борт не так то уж и легко!
Мне несколько раз удавалось попасть на борт и сегодня я покажу вам первый отсек, самый значимый отсек любой ПЛ.
Попадая в отсек перед нами открывается палуба. Может показаться что внутри достаточно просторно, но так было не всегда. Посередине, где сейчас расположена дорожка с ограждениями, во время несения службы располагались спальные места матросов, именно поэтому про них говорили что спят они в обнимку с торпедой.
Что касается самих торпед, то они располагались на таких ложементах. На 2 фото видно что ложементы распределены по обоим бортам лодки, в три ряда по три торпеды на каждый ряд. Общее количество торпед составляло 24 штуки, 18 на ложементах и еще 6 в самих торпедных аппаратах.
Шесть лебедок на направляющих необходимы были для перемещения торпед по отсеку.
Только представьте каких трудов стоило погрузить торпеды в отсек! Для этого лодка оборудована наклонным торпедопогрузочным люком (тот что правее). На самом деле представить этот процесс сложно, невероятное количество труда и отточенная, слаженная работа личного состава требовались для выполнения данной операции.
Манипуляторы управления торпедными аппаратами.
И вот мы добрались до самого главного, торпедных аппаратов.
Вам наверное интересное что это за манекен в водолазном костюме?! Он здесь совсем не для того чтобы пугать посетителей, напротив он дает понять второе немаловажное предназначение данного отсека. Дело в том что первый отсек помимо боевой задачи может выполнять и спасательную, именно поэтому он называется отсеком живучести.
Спастись можно было как через носовой люк расположенный рядом с торпедопогрузочным, так и через торпедный аппарат. Именно для этого тут и представлен данный манекен, вот только у него не хватает одной важной детали. Невозможно было покинуть лодку без дыхательного аппарата ИДА-59.
Вернемся к самим аппаратам.
ПЛ несла на своем борту торпеды калибра 533 мм, 18 штук на ложементах и еще 6 в ТА. Два вертикальных ряда аппаратов по три штуки в каждом ряду. Таким образом общее количество торпед составляло 24 штуки.
А так выглядит люк из первого отсека во второй.
Маркировка на люке указывала на объем отсека и давление на которое рассчитан сам люк.
На данный момент далеко не все отсеки готовы для посещения, однако еще несколько осмотреть мне удалось. В следующей статье я покажу вам как жил офицерский состав, и где проводил операции корабельный врач в случае необходимости.
Если вам понравилась статья ставьте лайк, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал чтобы не пропускать все самое интересное.
А если вы любитель техники то советую посмотреть мои тематические статьи:
Из болота на постамент. История легендарного самолета Ил-2, установленного в Самаре.
Более 100 уникальных мотоциклов собранных со всего мира, оказались под одной крышей. Очень редкая коллекция
Эхо войны! Эти 4 автомобиля с передовой по прежнему на ходу.
Нашел десантный корабль 60-х годов, который уже много лет стоит заброшенным в протоке Волги.
В центре города нашел кладбище автомобилей Горноспасательной службы.
То с чего начиналось исследование поверхности Луны. Экспериментальные образцы космической техники.
Американская классика. Музейные Harley-Davidson, мотоциклы вне времени.