Перу традиционно занимает почетное четвертое место в морской табели о рангах Южной Америки. Но потенциал страны был гораздо выше. Именно в Перу в свое время находилась штаб-квартира испанской колониальной администрации (вице-королевство Перу). Оставался шанс объединения с Боливией в Конфедерацию, попытки чего неоднократно предпринимались. В 1873 году между странами был заключен секретный союзный договор. В этот период в приморских провинциях, пограничных с Чили, были найдены огромные запасы очень ценных в то время ресурсов-селитры и гуано, удобрений и сырья для производства порохов и взрывчатки.
Однако внутренние неурядицы не позволили полностью использовать возможности страны и растущих экспортных доходов. В то же время Чили, нацеленные на гегемонию в регионе, противодействовали перуано-боливийским интеграционным процессам и готовили свои вооруженные силы к предстоящей схватке. За Чили стояла Британия, британский капитал использовал Чили как плацдарм для освоения богатств региона. Война Чили с Перу и Боливией вошла в историю как война "за гуано и селитру".
Основу перуанского флота составляли океанский монитор "Уаскар", броненосец "Индепенденсия" и два бывших американских монитора периода гражданской войны.
Перуанское правительство в 1871-72 годах заказало постройку двух канонерских лодок английской компании Money Wigram & Sons из Блэквуда. На постройку двух броненосцев и двух канонерок выделено было 4 миллиона солей, но заказаны и построены были только две канонерские лодки. Они обошлись по 170 тысяч солей каждая. Или 25,85 фунта стерлингов за зарегистрированную тонну , 73,3 фунта стерлингов за номинальную л.с.
Они прибыли в Кальяо 11 января 1875 года. Канонерки были построены в 1872-1874 годах и получили имена Chanchamayo и Pilcomayo.
Если с первым названием все ясно, это одна из провинций Перу, то второе название -результат ошибки понимания между заказчиком и верфью. Перуанцы планировали назвать корабль "Путумайо" в честь одноименной перуанской реки. Но в это время рядом, в Гринвиче, на верфи Rennie & Co., строили канонерскую лодку для Аргентины. И ее назвали « Пилкомайо». Схожесть туземных названий для европейского уха привела к переносу аргентинского названия и на перуанскую лодку.
По каким то причинам в Перу название менять не стали. Так и служили две канонерские лодки « Пилкомайо», построенные примерно в одно время в Англии, только одна в Перу, а другая в Аргентине.
В перуанском флоте корабли по оснащению считались корветами, но в современной литературе принято относить их к канонерским лодкам.
Канонерская лодка Pilcomayo стала главным героем нескольких сюжетов морской кампании Тихоокеанской войны .
« Пилкомайо» Pilcomayo и « Чанчамайо» Chanchamayo . Money Wigram and Sons, Blackwood , Англия. Заложен в 1872 г. Спущен на воду 1874 г. Вооружен в 1874 г. Захвачен Чили 18.11.1879 г., переоборудован в понтон в 1909 г.
Водоизмещение 600 тонн. Длина 52,10/55,4 м. Ширина 7,47/8.20 м. Осадка 3,35-3,51 м.
Двигатель-одна паровая машина John Penn & Sons, 4 котла, 1080 л.с. Скорость 11 узлов. Дальность 1800 миль при 9 узлах. Экипаж 130 человек
Вооружение-2 x 1 70-фунтовые пушки BLR Армстронг, 4 х 1 40-фунтовые пушки Армстронг, 1 картечница Гатлинга
Корпус был изготовлен из тикового дерева, укреплен оцинкованным железом и в подводной части обшит медными листами.
Горизонтальная составная паровая машина была изготовлена компанией J. Penn & Company из Гринвича и потребляла пар из 4 котлов. На испытаниях 7 августа 1874 года при 1080 л.с. корабль достиг 11,5 узлов, что меньше чем у систершипа.
Корабль вооружался шестью пушками- двумя 70 фунтовыми шестидюймовыми Armstrong (по одному на борт) и четырьмя 40-фунтовыми Armstrong (по две на борт). В центре перед войной поставили еще картечницу Гатлинга.
По чилийским данным было еще 4 пушки по 12 фунтов.
« Пилкомайо» в 1877 году вошла в состав специальной эскадры, сформированной правительством для перехвата мятежного монитора "Уаскар", но тут ей отличиться не удалось.
Зато в начавшейся в 1879 году войне с Чили канонерка стала одним из активных ее участников. 7 апреля 1877 года вместе с корветом «Унион» она вышла из Кальяо на юг. 12 апреля отряд прибыл в Хуанильос и сразу же вышел на поиск неприятеля на своем участке.
« Пилкомайо» провела разведку, пока «Унион» ожидал у побережья. Канонерка установила присутствие основных сил чилийцев (как минимум два бронированных фрегата и три легких корабля) в Икике.
В 10-30 утра 12 апреля дымы перуанских кораблей были замечены на чилийской канонерке «Магалланес» и она попыталась уйти сперва на запад, а потом на север. У чилийца и «Унион» скорость была около 11 узлов, а « Пилкомайо» не мог разогнаться больше 10 и отставал.
Первый выстрел сделал «Унион» в 11-15, но промахнулся, а вот « Пилкомайо» в 11-30 с 3,6 км положил снаряд как раз возле кормы чилийца, нанеся его корпусу повреждения. «Магалланес», не обращая внимания на канонерку, сосредоточила на корвете огонь своей единственной 115 фунтовой пушки. «Унион» успел сделать уже 4-6 выстрелов, когда в 12-00 выстрелило чилийское орудие с дистанции 2300 метров. Снаряд пролетел над перуанским корветом.
«Пилкомайо» же с 13-00 отстал настолько, что не доставал до чилийцев. Погоня продолжалась до 14-00, когда «Унион» отвернул на соединение с канонеркой, у него начались проблемы с машинами, а Икике, где стояли чилийские броненосцы, был всего в 5 часах хода.
148 выстрелов сделал «Унион» и 42 «Магалланес». Небольшие повреждения кормы и 115 фунтового орудия получил только чилийский корабль. Обе стороны засчитали бой у Чипана за свою победу.
2 июля 1879 года «Пилкомайо» доставила из Кальяо в Арику 2000 винтовок для боливийской армии. 4 июля она проводила транспорт "Оройя" в Писагуа, а затем ушел в рейдерство на юг.
Утратив после неудачной битвы при Икике даже иллюзию паритета с чилийским флотом, перуанцы выбрали тактику рейдерских действий по коммуникациям и побережью противника. Благодаря активным и энергичным действиям перуанцев, использующих для этого даже тихоходные корабли, чилийцам пришлось потратить на разгром Перу больше сил и времени, что затянуло войну.
Основные рейдеры- монитор "Уаскар" под командования адмирала Грау и отряд из корвета «Унион» и канонерки «Пилкомайо». Успешные действия Грау и Феррейроса (командир «Пилкомайо») сильно беспокоили чилийцев и они активно пытались перехватить рейдеров.
6 июля в 9-00 утра канонерка вошла в порт Токопилле, где обнаружила чилийское торговое судно « Матильда» и три лодки с едой и фуражом. Отправленные в город парламентеры успокоили горожан, что обстреливать город не будет. Затем пятью выстрелами была потоплена « Матильда» и взорваны лодки.
Следующей целью планировался обстрел чилийского военного лагеря в Антофагасте, но в 12-20 канонерка столкнулась с чилийской эскадрой в составе: фрегат « Бланко Энкалада» , корвет "Чакабуко" и транспорт "Лимари" , которые шли из Икике. 20 часовая погоня « Бланко Энкалада» за перуанской канонеркой закончилась в 3 часа ночи 8 июля, когда «Пилкомайо» укрылся а порту Арике, оставив преследователей ни с чем.
«Хрупкая перуанская канонерская лодка« Пилкомайо »поставила под угрозу мощь чилийского отряда; это доказало, что владения моря сомнительны; он издевался над чилийскими кораблями блокады, безнаказанно проходя через Икике, почти достигнув Кобихи, то есть он игнорировал с героическим презрением господство чилийских линкоров, которые в Антофагасте и Икике утвердились в качестве абсолютных владельцев этих вод. ... " (Венесуэльский историк Хасинто Лопес).
15 июля канонерка снова вышла в рейд в Кобиджу для захвата вражеских транспортов, полагая, что чилийские броненосцы отстаиваются в Икике и Антофагасте. Увы, на этот раз пришлось с 17 по 18 июля удирать от «Альмиранте Кокрейн» , а затем вернуться в Арику.
26 июля «Пилкомайо» увезла 28 пленных с захваченного чилийского транспорта "Римак" в Кальяо. 23 августа она сопровождала транспорт « Чалако» в Арику.
13 сентября к Арике подошли броненосец « Бланко Энкалада» и вооруженный транспорт "Итата". На борту находился военный и военно-морской министр Рафаэль Сотомайор. Он выбирал место для высадки нового десанта. «Пилкомайо» вышла из Арике и сделала 10 выстрелов по чилийским кораблям с дистанции около 10 километров. "Итата" ответил шестью такими же безрезультативными выстрелами.
5 октября к Арике подошел очередной чилийский отряд. Навстречу ему вновь вышла «Пилкомайо» и с 10-30 до 11-30 вела перестрелку с корветом "О'Хиггинс" в 6 километрах от Арике. «Пилкомайо» произвел 21 выстрел, а "О'Хиггинс" - 16 . Попаданий стороны не имели.
17 ноября 1879 года « Пилкомайо» , «Унион» и транспорт «Чалако» получили приказ президента Перу вернуться в Кальяо.
Но 18 ноября 1879 года три перуанских корабля, корвет «Унион», канонерка «Пилкомайо» и вооруженный транспорт «Чалако» около 9 часов утра встретили чилийский броненосец "Бланко Энкалада", после ремонта направленный блокировать перуанские порты. Более быстроходный «Унион» попытался увести броненосец за собой, дав возможность остальным двум кораблям уйти к берегу. Чилийцы решили, что им интереснее разобраться с тихоходной канонеркой.
Когда броненосец настиг «Пилкомайо», капитан Феррейрос решил сжечь и затопить корабль. Но прибывшая с броненосца абордажная команда успела перекрыть затопление и потушить пожары. Было взято 167 пленных.
20 ноября захваченную канонерку чилийцы доставили в Писагуа. Командира и экипаж захваченного корабля на пароходе "Лоа" вместе с канонеркой 4 декабря доставили в Вальпараисо, где канонерку поставили на ремонт.
Двум другим перуанским кораблям удалось прорваться.
После войны чилийцы использовали трофейный корабль для гидрографических работ и как учебный корабль для гардемаринов. Гражданскую войну в Чили в 1891 году корабль пережил на стоянке в Буэнос-Айресе. Флот использовал корабль до 1909 года, затем «Пилкомайо» переоборудовали в понтон в Талькауано.
Про судьбу « Чанчамайо» ничего найти не удалось.
Во Второй Тихоокеанской войне перуанские моряки, значительно уступая чилийцам в силах, тем не менее, проявляли безусловный героизм в боях и изобретательность в асимметричном способе ведения военных действий, от рейдов до диверсионных мероприятий.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам