Найти в Дзене
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Йоргос Лантимос. Часть 1.

Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. В текущем столетии всех прилично удивили греки, выдав на гора группу самостоятельных режиссеров, и главой этой стаи стал Йоргос Лантимос. Он сразу взял быка за рога и снял экспериментальный фильм "Кинетта" (2005). Полицейский с помощниками реконструирует сцену нападения на женщину. Серьезно так занят этим делом, много раз реконструируют, если надо, катаются по земле. Действия выполняют произносимые вслух команды. Камера разболтанная, но сцены длинные, поэтому создан отличный эффект присутствия без сумбура. Фильм с субтитрами, но говорят мало. Благодаря отличному ритму фильм способен завораживать, но это если любить такой вот жесткий арт-хаус. И придется самим интерпретировать довольное неясное кино с затаенной идеей автора. Нашумевший фильм "Клык" (2009) сделал имя Лантимоса знаменитым. Сразу оговорю впечатляющие политические ассоциации, которые он вызывает.

Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. В текущем столетии всех прилично удивили греки, выдав на гора группу самостоятельных режиссеров, и главой этой стаи стал Йоргос Лантимос.

Кинетта(2005) Kinetta
Кинетта(2005) Kinetta

Он сразу взял быка за рога и снял экспериментальный фильм "Кинетта" (2005). Полицейский с помощниками реконструирует сцену нападения на женщину. Серьезно так занят этим делом, много раз реконструируют, если надо, катаются по земле. Действия выполняют произносимые вслух команды. Камера разболтанная, но сцены длинные, поэтому создан отличный эффект присутствия без сумбура. Фильм с субтитрами, но говорят мало. Благодаря отличному ритму фильм способен завораживать, но это если любить такой вот жесткий арт-хаус. И придется самим интерпретировать довольное неясное кино с затаенной идеей автора.

 Клык(2009)
Kynodontas
Клык(2009) Kynodontas

Нашумевший фильм "Клык" (2009) сделал имя Лантимоса знаменитым. Сразу оговорю впечатляющие политические ассоциации, которые он вызывает. Происходящее на экране соотносится с процессом форсированного создания новых национальных государств, особенно по периметру российских границ. Здесь отец в пределах огороженного высоким забором дома создает что-то вроде самурайской школы-интерната для своих детей. И ключевым моментом является не регламентация жизни тела, а методичное создание нового языка через переименование предметов и явлений, причем слова берутся из того же языка, происходит просто смысловое перетаскивание имен с одного места на другое. Напрочь закрытый социум, который нельзя покидать ни на мгновенье, вызывает в памяти наши старые советские дела, но Лантимос имеет в виду что-то своё и реагирует скорее на европейский контекст, политический и культурный. Форма замкнутого социума позволяет бесконечно играть нюансами и ассоциациями. Самолет, пролетающий у Дюмона над провинциальным городком, и самолет, пролетающий над огороженным райским садом у Лантимоса, выполняют одну и ту же смысловую функцию. Физическая регламентация жизни молодых людей заметно упростила картину, но зато свобода интерпретаций стала бесконечной, хоть исторически, хоть регионально.

Альпы(2011) Alpeis
Альпы(2011) Alpeis

Фильм "Альпы" (2011) избегает упрощений и потому заметно сложнее и интереснее. Он заслуживает внимания и требует внимательного просмотра, в противном случае его сильные стороны просто не будут поняты. Группа занимается художественной гимнастикой и одновременно предоставляет специфические услуги, заменяя ушедших из жизни родственников и друзей. Люди сами заказывают такие услуги, не слишком вдаваясь в детали подобия. Лантимос уловил любопытный тип стандартизации сознания, при котором вкусы и привычки, включая языковые, способны заменить живого человека. Персонажи говорят странным языком масс-медиа, рекламных проспектов, модных журналов и прочих общедоступных источников, что придает тень сюрреализма происходящему. Так как пласт нормального спонтанного общения тоже присутствует, то вся картина приобретает вид полифонии разных языков. Иногда фильм похож на выразительное сновидение, и тогда функция и игра двойников не кажется абсурдной. А что тут такого? Потребительский рынок. Мало ли что людям взбредет в голову с горя. То, что происходит с героями в этом фильме, дает повод для интереснейших интерпретаций.

Это была первая часть фильмографии Йоргоса Лантимоса. Приятного просмотра.