Дамбигад резвится не только на «манипуляциях» Дамблдора со Снейпом, не меньше достаётся его взаимоотношениям с Поттерами. Опять обвинения в пофигизме, бросании на произвол судьбы (а то и того хуже), сокрытии информации буквально ото всех и непонятно c какой целью. Основан этот поклёп на знании просвещёнными читателями того, о чём Дамблдор на тот момент не мог знать, и замалчивании всего, что противоречит его сотворяемому мерзкому облику. Вместо анализа и воссоздания истинной картины нам навязывают набор предвзятых штампов.
Средняя температура по больнице
.
Мы не в курсе всех перипетий Первой магической войны, известна только общая обстановка в магической Англии. Хотя власти волшебного сообщества располагали достаточными ресурсами, чтобы не позволять тёмным магам разгуляться, но с новоявленным злым гением они не справлялись. Однако Министерство выдержало несколько лет противостояния с Волдемортом. Оно явно было более боеспособно, чем пятнадцать лет спустя под руководством Руфуса Скримджера.
В то время Дамблдор уже пришёл к выводу, что корень проблемы не только в могуществе и организаторских способностях Волдеморта. Он следил за ним, когда тот ещё орудовал скрытно. Во время последнего визита Тома Реддла в Хогвартс директор даёт понять, что в курсе его деятельности. «Да, я определённо знаю, что вы, с тех пор как покинули школу, увидели и совершили многое... И мне было бы очень грустно, если бы слухи о ваших достижениях оказались хоть наполовину правдивыми». Самоназвание «Пожиратели смерти» (Упивающиеся смертью) тогда употреблялось только в их узком кругу, но «слухи» (то бишь, разведданные) донесли об этом Дамблдору. Мы не знаем, какие эпизоды жизни Волда, из показанных Гарри в Омуте памяти, директор раздобыл на тот момент, но он уже догадался о существовании крестражей и сознавал, что шансы разыскать их близки к нулю. Можно предположить, что Дамблдор пытался обратить внимание властей на растущую опасность, но Министерство не отреагировало должным образом (разве что не устроило ему такой обструкции как Фадж), дав Тёмному Лорду обзавестись подручными и сторонниками.
* * *
На десятом году войны Сивилла Трелони выдала в свет Пророчество. Знал ли кто о нём кроме Дамблдора, Снейпа и Волдеморта?
Дальнейшие события являются следствием того, что Волд отнёсся к её словам очень серьёзно; возможно, он был склонен к мистике. Его озабоченность оказала влияние на все три политические силы. Меньше всего это затронуло Министерство, хотя невыразимцы в Департаменте тайн каким-то образом магически отслеживали предсказания. На полку в секретном Зале Пророчеств лёг очередной стеклянный шарик, пока помеченный надписью: «С.П.Т.-А.П.В.Б.Д. Тёмный Лорд и (?)». На «Гарри Поттер» ярлычок сменили после исчезновения Волда: Хранитель зала решил, что тот знал, кого Трелони имела ввиду. Надо думать, тогдашнего министра Магии и его главного силовика Бартемиуса Крауча новорожденные младенцы не очень-то заинтересовали, когда ещё они вырастут (за это время министерская команда может не раз поменяться!), а сражаться с Пожирателями смерти надо было здесь и сейчас. Среди обилия сиюминутных задач руководителям сообщества было не до долгосрочных сомнительных проектов. Это поле деятельности они уступили Дамблдору: родители мальчиков были его людьми, да и обучать-воспитывать детей – его профессия, вот пусть и занимается!
А Волдеморт, будучи не в силах добраться до этих семей напрямую, искал подход через их окружение. Родственники, друзья, знакомые… Информацию собирали его подручные, вполне легально, с открытыми лицами. Это только спрятавшись за страшными масками и капюшонами, они проявляли свою истинную сущность. Эти Пожиратели были в курсе, какие именно мальчики беспокоили Повелителя. По логике вещей, для верности следовало избавиться от обоих малышей. Просто к Поттерам Волд подобрался быстрее, завербовав одного из друзей Джеймса. Но никто из приближённых УПСов не знал, к кому он направился в роковой для себя вечер. (Возможно, пока Беллатриса с компанией пытались выяснить у Долгопупсов, куда девался Тёмный Лорд, кто-то из их своры искал следы хозяина в Годриковой Впадине, но от дома, где жили Поттеры, остались одни развалины.) Волд уточнил объект первой очереди только в разговоре со Снейпом («Один из агентов сообщил Дамблдору, что Джеймсу и Лили грозит опасность».) Зачем такая откровенность: из особого доверия к парню, состоящему при Дамблдоре, или чтобы лишний раз его подразнить? Возможно, Тёмный Лорд всерьёз считал, будто тем самым демонстрирует Северусу благоволение, но от такой хозяйской милости можно лишиться покоя и сна.
* * *
Дамблдор. Никакой ясности в вопрос о нахождении крестражей (предпосылке к победе над Лордом Волдемортом) Пророчество не внесло. Сбудется оно или нет – кто его знает! Но в тяжёлой обстановке пренебрегать любыми возможностями неразумно. Дамблдор не стал уклоняться от решения долгосрочной задачи. Возможно, сказалась его профессия: обучение детей – это всегда работа на будущее, её плоды и пустоцветы проявляются не сразу. Пока надо было сохранить малышам жизнь и семью. Ничего необычного в них не было, обыкновенные младенцы. Пройдут долгие годы, прежде чем они появятся в Хогвартсе, проявят свои способности; о спецвоспитании думать было рано.
Члены Ордена Феникса всегда были для Волда первыми кандидатами на уничтожение, но для Поттеров и Долгопупсов опасность ещё больше возросла. Знали ли они об этом? Корнелиус Фадж («Узник Азкабана»): «Не многим тогда было известно, что Поттеры знают: Вы-Знаете-Кто за ними охотится». Слово Минерве МакГонагалл (там же): «Дамблдору сообщили, что один из друзей Поттера переметнулся на сторону Вы-Знаете-Кого». Уже этого отрывка достаточно, чтобы развеять сомнения относительно информированности фениксовцев. Но есть ещё сцена в Воющей хижине, там на нескольких страницах речь идёт об особой опасности, угрожавшей именно родителям Гарри!
Укрытия Поттеров и Долгопупсов были надёжно защищены, не исключено, что и Министeрство в этом поучаствовало. В «Дарах Смерти» Пожиратели не могли взломать защиту дома Уизли, пока не устроили переворот. Но это не значит, что Орден Феникса должен был заниматься исключительно охраной этих двух семей. Кто постановил, что Дамблдор завязан на единственную проблему (только на Поттеров, только на Снейпа или только на воспитание Гарри?) У него есть школа, обязанности в Министерстве. Между тем, война не прекращалась, надо было бороться с Пожирателями, защищать людей. Иначе, когда подрастёт потенциальный победитель Лорда Волдеморта, глядишь, и спасать-то ему будет некого!
* * *
Ещё встречается такое мнение: мол, Лили и Джеймсу надо было бежать с сыном за границу. Вероятно, советчики сами так и поступили бы, если бы ещё раньше не сбежали подальше от войны. Но подобный совет они осмеливаются давать волшебникам, которые «трижды бросали вызов Тёмному Лорду». Таких отважных людей было немного, поэтому их и вычислили быстро. Лили и Джеймс, Алисия и Фрэнк вступили в Орден Феникса, чтобы сражаться с Волдемортом не на жизнь, а на смерть. Ради будущего сообщества и будущего своих детей. Кроме того, разве границы остановили бы Волда? Понадобилось - он добрался не только до Григоровича, но даже проник в камеру Нурменгарда к Грин-де-Вальду! То есть, на чужбине Поттерам тоже пришлось бы скрываться, да ещё вдали от родных и друзей.
Так что в расчёт идут не пожелания «доброжелателей», а мнение самих персонажей. «Мы так жалели, что ты не смог заглянуть, но, конечно, Орден прежде всего!» - пишет Лили в своём письме Сириусу. Вот в этом-то и была загвоздка: молодым деятельным мужественным людям пришлось запереться в пределах заколдованной территории, пребывать в добровольном заточении. Ограничиться бытовыми проблемами, пока товарищи продолжали борьбу.
Защитить их надёжнее можно было, только лишив возможности покидать дом и принимать у себя друзей. Иными словами, заключив в комфортабельную тюрьму. За какое преступление? Жизнь в четырёх стенах и так нелегка. Именно поэтому, устав от ограничений, родители Невилла после исчезновения Волда ослабили защиту своего жилища, поторопились! Посидев в прошлом году полтора месяца дома, мы можем лучше понять затворников. Особенно тяжело было Джеймсу, с его характером. Молодой активный парень, явный экстраверт, был вынужден стать охранником при жене и сыне. Лили понимала его, не препятствуя «прогулкам» под мантией-невидимкой.
В такой обстановке Поттеры и Долгопупсы прожили год. К этому времени ситуация с их безопасностью усугубилась новыми обстоятельствами. Об этом – в другой раз.
продолжение здесь: Предсказание Сивиллы Трелони, попытаемся развеять туман
начало - Средняя температура по больнице или как Дамблдор "манипулировал" Снейпом На Холме
список статей здесь: Чудес в мире магов нет!