- Почему вся старая мебель такая темная, - удивляется приятельница. - Зачем они красили ее в такой темный цвет? Или она со временем потемнела?
Хороший вопрос!
Действительно, большинство старинной мебели имеет темные оттенки, не только те, что сделаны из красного дерева, но и деревенские комоды и буфеты темно-коричневые так, что и древесину не разглядишь.
1. Во первых, для старинной дорогой мебели зачастую использовали твердые породы древесины (во всяком случае для отделки поверхностей, к примеру способом фанерования). Она сама по себе темная - к примеру, дуб или орех. Не говоря уже о красном дереве или экзотических породах.
2. Кроме того, безусловно, есть эффект того, что мебель потемнела со временем. Это происходит от воздействия ультрафиолета. Можно сравнить свежеоструганный брусок с тем, что полежал полгода. Цвет будет разительно отличаться.
3. В-третьих, одним из способов обработки древесины было ее морение или травление, чтобы выделить красивый древесный рисунок. Это происходило за счет потемнения древесины, так текстура становилась более контрастной.
Как пишут реставраторы В. Торбик и Н. Курганов, в 19 веке мебель нередко обрабатывали "крепкой водкой", так называли раствор азотной кислоты, чем насыщеннее, тем темнее получается результат. После этого ее еще обрабатывали маслом, зачастую окрашенным, и только потом - шеллаком - это раствор на основе смолы лаковых червецов.
Для отделки мебели из красного дерева в шеллак добавляли смолу драконового дерева. И в быту это нередко называли "драконовой или змеиной кровью". В результате мебель, действительно, получала густой темно-красный оттенок.
Если уж господская мебель была насыщенных темных оттенков, то и буфеты и комоды попроще тоже старались красить в темные тона. Даже в деревнях ценилось именно темное дерево, а никак не натуральные оттенки.
К сожалению, сейчас реставрированная мебель зачастую отличается от той, какой она была при создании. Профессиональные реставраторы признаются, что часть рецептов для травления или морения забыты, некоторые этапы, которые обязательно делали старые мастера, игнорируются, потому что появились другие, более совершенные методы очистки древесины.
В результате реставрированная мебель зачастую ближе к натуральным, природным оттенкам древесины, нежели те, что использовали в старину.