Вообще было изначально ясно, что газопровод "Турецкий поток" - это не для Турции, а тоже для Европы, в том числе и для Германии. Но СМИ тему этого газопровода решили во многом умолчать. Почему? Сказать трудно, но именно он дал возможность Венгрии сделать то, что она сделала.
В начале была новость номер раз:
Венгрия начала получать российский газ по новому, 15-летнему контракту, из-за которого на нее обиделся Киев, и по новому маршруту — через «Турецкий поток». Технически это стало возможным после того, как была достроена инфраструктура на территории Болгарии и Сербии. А вот транзита по Украине больше не будет.
Но это было только вступление. Буквально вчера пришла новость номер два, которую я, признаюсь, ждал:
Венгрия приняла решение отказаться от поставок газа через Украину ради обеспечения своей энергетической безопасности. Об этом в четверг заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто в ходе выступления на Российской энергетической неделе.
Конечно, Петер Сийярто немного слукавил, сказав, что причина в изношенности ГТС Украины. Вряд ли эта зима будет принципиально отличаться от прошлой, с которой украинская газотранспортная сеть вполне так справилась.
Мы тут с вами не дипломаты, потому будем говорить прямо, опираясь на факты. До зимы осталось совсем чуть-чуть. У Европы газовые хранилища по заполненности далеки от идеала.
А из украинских говых хранилищ газ начинает уходить на экспорт в Европу, его оттуда начинают выкачивать европейские трейдеры.
К чему это приведёт? К тому, что фактически единственным источником газа для Украины этой зимой останется ГТС, по которой будет идти транзит из России в Европу. Когда нет денег, украинские власти начинают то, что называется "несанкционированный отбор газа", проще говоря, начинают воровать транзитный газ. С учётом того, что в этом году у Украины очень плохо с наполненностью газовых хранилищ, объёмы воровства могут достигнуть таких масштабов, что Венгрия имела все возможности своего газа лишиться физически в самые холодные дни зимы.
Будапешт просто испугался такого варианта развития событий и решил воспользоваться подходящим случаем, чтобы перенаправить потоки газа через более предсказуемые и договороспособные страны.