Всем, кто любит пешеходные прогулки по Москве, всем, кто интересуется историей нашей страны, просто необходимо пройтись по Покровке. Там, выйдя из метро, где-то на 15-той минуте прогулки, Вы обязательно обратите внимание на роскошный особняк небесно-голубого цвета с контрастирующими белыми колоннами и пилястрами.
Ничего не напоминает? Нет? Это ж Питерский Зимний дворец в миниатюре, эдакий «пробник». Мне кажется, что что-то схожее есть. Перед Вами один из красивейших домов в Москве: «Дом-комод», дом Апраксиных-Трубецких, «Апраксинский дворец».
Дом этот с богатой историей, окутан легендами…Вот об одной из самых известных и расскажу.
Было это на самом деле, или не было, достоверно это неизвестно и, видимо, никогда уже мы не узнаем всей правды. Да и нужна ли она кому? То, как говорится «…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Началась эта история в те далекие годы, когда Русью-Матушкой правила другая Матушка: Царица Анна Иоановна. Вот как-то послала она полковника Федора Вишневского в Венгрию, чтобы тот, стало быть, прикупил любимого ею винца. И вот, выполнив наказ императрицы, на обратном пути случайно зашёл он в небольшую церковь и был поражён басом одного из местных певчих.
Юношу представили полковнику. Статный хлопец в бедной одежде, сын пастуха из деревни Лемеши, Олеша Розум, понравился столичному гостю и внешностью, и скромными манерами. Уже на следующий день Олеша (Алеша) ехал с Вишневским в Петербург, где его тотчас взяли в придворную капеллу. По всем статьям, вытащил 22-летний паренек из Малоросии счастливый билет.
Младшая дочь Петра Великого цесаревна Елизавета была всего на несколько месяцев моложе Алексея. И вот, увидев в придворном хоре новичка и услышав его голос, Елизавета была сражена.
Самое удивительное, что это оказалось не легким увлечением, а по-настоящему сильным чувством на всю жизнь, причем для обоих. Для своего любимого, Елизавета, став императрицей не жалела ничего.
Сын пастуха, а ныне: генерал-поручик, действительный камергер, кавалер ордена Андрея Первозванного, подполковник лейб-гвардии Конного полка, владелец поместий и тысяч крестьянских душ.
Однако, следует отметить, что в личном плане он был человеком весёлым, добродушным и бесхитростным. Из всех русских фаворитов Разумовский ближе других подошел к статусу «муж императрицы».
И вот, тут начинается быль вперемешку с легендами и домыслами людскими. Ну не могли в те времена люди православные, любившие друг друга, в «блуде» жить.
Многие современники и исследователи писали о тайном браке Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича. Назывались даже дата и место этого события. По преданию, венчание происходило в 1742 г. в Знаменской церкви подмосковного села Перово.
По другой версии, считается, что на самом деле императрица венчалась не в Перово, а на Покровке –в церкви Воскресения в Барашах. Сейчас это непонятной архитектуры здание красного цвета с белыми колоннами, соседствующее с великолепным домом Апраксиных-Трубецких («Апраксинский дворец»).
Так ли, нет ли, но говорят, что до самого 1934 года купол высокой церковной колокольни украшала золоченая императорская корона – факт необычайный, поскольку более нигде таких украшений не наблюдалось. А в советское время был найден еще и подземный ход, соединяющий церковь и находящийся неподалеку «Апраксинский дворец».
Этот самый дворец, якобы, являлся свадебным подарком Елизаветы своему тайному, но уже законному мужу графу Алексею Разумовскому. Легенда, конечно красивая, но всего лишь легенда.
Счастливый брак не может быть бездетным, и вот через год или полтора после венчания у супружеской четы родилась дочь принцесса Августа (священная), в честь римской царицы, жены гонителя Максимиана, принявшей святое мученичество вместе с великомученицей Екатериной (память 24 ноября).
Скептики сразу же скажут, что такого не было, поскольку нет документов. Ну конечно же нет свидетельства о рождении, но есть иные свидетельства, есть удивительные факты.
В 1785 г. в Ивановский монастырь, была привезена по именному повелению царицы Екатерины II женщина средних лет, худощавая, среднего роста, с благородным лицом, хранившим следы былой красоты. Звали ее Августа Тараканова. Она была пострижена с именем Досифеи. На содержание ее отпускалась особая сумма из казначейства.
К слову сказать, этот монастырь (он и сейчас стоит на своем месте недалеко от Покровки) по указу императрицы Елизаветы от 20 июня 1761 г. предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей.
Инокиня Досифея прожила в строгой изоляции (никто не вправе был ее видеть кроме игуменьи, да духовника) и скончалась 4 февраля 1810 года 64 лет от роду, после 25-летнего пребывания в Ивановском монастыре. Ну скончалась безвестная инокиня, ну и похоронили бы ее в стенах монастыря. Но нет!
Погребение ее совершено было с особой торжественностью. Отпевал ее московский викарий, епископ Дмитровский Августин с почетным духовенством. Сенаторы, члены Опекунского совета и доживавшие свой век в Москве вельможи екатерининского времени явились на ее похороны в лентах и парадных мундирах. В высшем тогдашнем светском круге все знали, кто эта почившая. Толпы народа наполняли монастырь и все улицы, по которым проходила процессия.
Ну наверно, самое веское доказательство родства монахини с царской семьей – это место ее упокоения: Новоспасский монастырь, усыпальница бояр Романовых!
Надпись на гробнице монахини Досифеи гласит: “Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет и скончавшейся февраля 4 дня 1810 года (принцесса Августа Тараканова)”.
Как дочь Елизаветы получила такую странную фамилию достоверно неизвестно. Известно, что родная сестра Алексея Разумовского Вера Григорьевна была замужем за полковником Малороссийского войска Е.Ф. Дараганом. Дети их были привезены в Петербург и жили при дворе, народ малознакомую фамилию Дараган изменил по созвучию в Тараканову. Кто знает, может маленькая Августа жила у тетки в детстве и к ней таки «прилипла» эта фамилия.
И еще одно НО…
Не надо путать княжну Августу Тараканову, родившуюся от тайного, но законного брака русской императрицы и ее фаворита, с самозванкой «княжной Таракановой», неизвестной, именовавшей себя «княжной Владимирской». Ее художественный образ нам хорошо известен по картине К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова».
Самозванка, чья подлинная личность так и осталась неизвестной 4 декабря 1775 года, умерла от чахотки, в застенках Петропавловской крепости. Тело безо всяких обрядов похоронили во дворе крепости.
Еще много историй и легенд хранят старинные московские дома. Много интересного можно узнать любопытному путнику, наматывающему километры московских улиц.