Найти тему
Катехизис и Катарсис

Лунное затмение, изменившее ход истории

Ровно 1626 лет назад, вечером 30 сентября 395 г., над Средиземным морем прошло лунное затмение - событие, которое, по мнению Николая Александровича Морозова, определило весь ход истории, пробудило человеческий разум от эмбрионального сна и запустило ход эволюции мышления, прогресса и цивилизации.

Когда-то давно книги Н.А. Морозова произвели на автора этих строк большое впечатление. Настолько большое, что я до сих пор каждый год мысленно отмечаю про себя эту дату, каждый раз в лёгком - пусть и многократно отражённом за давностью лет - мистическом трепете. Такой же лёгкий трепет охватывает меня каждый раз во время грозы. Даже и сейчас я помню все ключевые даты жизни Иоанна Златоуста, помню многих его коллег и соперников по святоотеческому поприщу, помню жизненный путь самого Морозова и пишу эти строки, почти не сверяясь с источниками. Единственное, что я перечитывал за истекшее время не один раз, это «Апокалипсис» Иоанна Богослова.

 Портрет Н.А. Морозова работы Ильи Репина
Портрет Н.А. Морозова работы Ильи Репина

"Почему же вдруг заурядное небесное событие оказалось таким важным?" - спросит читатель, недоумевая. Ответить на этот вопрос невозможно, не рассказав о личности Николая Морозова, тем более что и сам он в своей первой исторической книге вплетает автобиографические очерки в ткань исследования. Речь пойдет о морозовской трактовке библейской книги «Откровения», которую он изложил в своей книге «Откровение в грозе и буре».

Тюрьма, книга и воспоминания

Николай Александрович Морозов - народоволец, попавший в 1880-е в одиночное заключение в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. И там он провёл немало часов, дней и лет, которые вряд ли можно назвать счастливыми. Единственным утешением, которое было ему доступно стараниями тюремной библиотеки, был «Новый Завет», который он, закоренелый атеист, начал читать от скуки. И каково же было его удивление, когда он, сидя в холодной сырой камере и перелистывая засаленные страницы дешёвого издания, обнаружил в книге «Откровения» описания, поразительно напоминавшие ему впечатления детства. Он читал и вспоминал - примерно так он и описывает это в своей книге - как надвигалась на деревню гроза, и как он маленький заворожённо следил за грозовым небом, ловил ветер, выбегал на веранду, чтобы слушать дождь. Он вспомнил, как небо сворачивалось, как свиток, наступая грозовым фронтом. Как ангелы трубили в громовые трубы. Как облака превращались в страшных чудовищ, в многолапых жаб и в драконов. Как шквалистый ливень выбрасывался на землю чашами гнева.

И узник замка Петра стал читать дальше. А после выхода на волю засел за научную литературу, в первую очередь по астрономии, и написал эссе на сотню страниц со всей страстной убеждённостью закалённого революционера.

Гроза, буря и затмение

Морозову удалось найти разгадку буквально для каждого символа, заключённого в книге «Откровения». В его руках эти символы — в исконном греческом смысле этого слова — нашли свои вторые половинки среди явлений природы. «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» (Откр. 4:1). Посмотрим же и мы на небо — сможем ли мы, с подсказками Николая Александровича, увидеть на небе то, что увидел автор «Апокалипсиса»?

 Первое издание книги, 1907 г.
Первое издание книги, 1907 г.

Первое, что появляется перед нами в 4 главе — это Престол, и вокруг него 24 престола. Можем ли мы разделить небо на 24 части? Конечно, можем, и мы получим часы — собственно, наша единица времени как раз и обозначает 1/24 суточного хода небесного свода. Перед престолом «море стеклянное, подобное кристаллу», т.е. небесная твердь. Здесь же, вокруг Престола, ходят кругами лев, орёл, вол и человек (точнее, животное с лицом, как у человека), известные нам по словам песни, т.е. не что иное как созвездия Льва, Орла, Тельца и Стрельца. В 5 главе появляются Агнец и Книга за семью печатями — созвездие Овна, прекрасно видимое осенью на южном небе, и Млечный путь (в виде свитка, разумеется).

В 6 главе, ставшей источником вдохновения для многих творческих людей, Агнец срывает печати-облака с Книги Млечного пути, и животные говорят удивлённому зрителю: «Иди и смотри» (6:3). Изображение четырёх всадников Апокалипсиса — ключевое для Николая Морозова, именно оно даёт точную датировку события. По мнению исследователя, каждый «всадник» представляет собой созвездие «верхом» на небесном светиле, т.е. светило внутри созвездия. Первый — всадник с луком и венцом на белом коне (Юпитер в Стрельце). Второй — всадник с мечом, забирающий мир с земли, на рыжем коне (Марс в ?). Третий — всадник с мерой на вороном коне (Меркурий в Весах). Четвёртый — всадник, которому имя смерть, которому подвластна четверть земли, на бледном коне (Сатурн в Скорпионе). Если мы принимаем точку зрения Морозова о том, что всё описанное суть небесные явления, то найти подходящую точку на временной оси не составит труда, тем более что это ещё не всё.

«И когда снял Он шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (6:12). Читатель, конечно, уже догадался, о чём идёт речь. Конечно, это фаза полного лунного затмения, когда наш спутник освещается слабо и кажется красным (или бурым) из-за того, что атмосфера Земли рассеивает синий свет.

 Луна сделалась как кровь 26 мая 2021 г.
Луна сделалась как кровь 26 мая 2021 г.

Судя по следующим стихам, автор «Апокалипсиса» наблюдал лунное затмение не в самых благоприятных условиях: подул сильный ветер, так что «звёзды небесные пали на землю», «небо скрылось, свившись как свиток» в грозовое облако (6:13-14), и вдобавок ко всему произошло землетрясение: «И вот, произошло великое землетрясение… и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (6:12, 14).

Далее, по Морозову, начинается описание грозы. Первый порыв ветра сменяется затишьем, издалека слышны ангелы с трубами — раскаты грома. И наконец, после того как мелькнула на небе жена с венцом из двенадцати звёзд, как вышли чудовищные звери из недр грозовой тучи, настаёт суд и расплата — чаши гнева, полные дождя, проливаются на землю. Небо очищается от скверны, чудища сбрасываются в огонь утренней зари, и авторы (Иоанн Богослов, Николай Морозов и ваш в ничтожестве мысли покорный слуга) видят «новое небо и новую землю» (21:1), и на небе город, улицы которого вымощены драгоценными камнями.

Датировка и исторический контекст

Если согласиться с трактовкой текста как астрономического наблюдения, то придётся согласиться и с тем, что данные текста могут дать точную дату и время наблюдения. Данные таковы:

  • Полное лунное затмение, видимое в Средиземноморье;
  • Юпитер в Стрельце, Марс в (?), Меркурий в Весах, Сатурн в Скорпионе.
  • К этому можно прибавить указания на сбор урожая (хлеба и винограда) в главе 14:15-20.

Николаю Морозову удалось найти только одну дату, которая полностью удовлетворяет всем условиям — это 30 сентября 395 г. Каждый может открыть Stellarium или любую другую программу и убедиться в правильности расчётов. Предположить, что Иоанн Богослов прожил почти четыре века, исследователь не мог, а потому начал искать вероятного автора среди отцов Церкви того времени. И нашёл: тоже Иоанн, тоже отмеченный прозвищем за дар слова, только Златоуст.

 Небо над Эгейским морем на закате 30 сентября 395 г. (Stellarium)
Небо над Эгейским морем на закате 30 сентября 395 г. (Stellarium)

Удивительно, но написание «Откровения» идеально вписалось в общепринятую биографию Иоанна Златоуста, ничего не нарушив и объяснив его неожиданный взлёт и такое же внезапное падение. В нескольких словах, в 395 г. Иоанн Златоуст оказывается в ссылке на Патмосе (в этом году он нигде в общепринятых источниках не отметился), пишет под впечатлением природных бедствий книгу «Откровения» и рассылает своим друзьям в семи церквах Малой Азии. Для Морозова Златоуст становится ещё и революционером: свидетель (по Морозову, участник) Антиохийсокого восстания против статуй 382 г. направляет жало своего «Откровения» против Вавилонской блудницы — развращённой церкви, против десяти царей — императоров, против её любовников — купцов, патрициев, политиканов. В книге он указывает срок, отмеренный «имеющим обоюдоострый меч» для блудницы и её любовников — три с половиной года (это число трижды встречается в книге). Книга расходится в самиздате, доходит до властей, набирает бешеную популярность, и под давлением толпы Златоуста освобождают, привозят в столицу и, расшаркиваясь, усаживают, что твоего академика Сахарова, на епископскую кафедру. Златоуст правит городом в качестве духовного лидера (это уже не версия Морозова, а информация из «Церковных историй»). Три с половиной года все каются, ходят в церковь и даже воздерживаются от ипподрома. И… ничего не происходит. Тогда все ждут до 400 года — вдруг Господь решил сделать подарок к круглой дате. И снова ничего не произошло.

И тут происходит падение Иоанна. Первая ссылка продолжалась недолго — в Константинополе произошло землетрясение, которое простой люд воспринял как наказание за изгнание праведника и пошёл крушить всё вокруг. Но и триумфальное возвращение уже не было прочным. Главный его ненавистник Феофил Александрийский (Иоанн, напомню, был из Антиохии — а это Гриффиндор и Слизерин античного богословия) собрал в 404 г. собор «под дубом», на котором Иоанн был осуждён за многие грехи, в том числе за почитание Оригена и за то, что выкрикнул посреди проповеди «Я схожу с ума от любви». Иоанна отправляют в Кукус (провинция Армения Вторая) и далее в Питиунт (Пицунду). На этом пути Иоанн умирает.

Морозов смещает акценты с личной неприязни между Иоанном и императрицей Евдоксией на корпоративную неприязнь столичного и александрийского клира к чужаку из Антиохии — города полуеретического, с их точки зрения. И, как хороший литератор, романтизирует своего героя.

Откровение об «Откровении»

Николай Морозов написал красивую, яркую книгу. Его доводы не по-научному, но художественно убедительны. Он уверенно пользуется астрономическими расчётами, сопоставляет фрагменты текста с природными явлениями, проверяет свою гипотезу в историческом контексте — и при этом создаёт яркий образ мистика и революционера, сиюминутного лидера изменчивой толпы. Внутри книги просторно и легко дышится за счёт лирических отступлений в детские воспоминания и этнографических зарисовок родного села.

Попытки трактовать библейские книги с натуралистических позиций предпринимались в XIX веке не один раз. Как правило, искали универсальное объяснение: как солярный миф, как действие наркотических веществ и т.д. Стоит отдать должное Николаю Морозову: он не ограничивался одним методом, привлекая актуальные знания по физиологии, психиатрии, астрономии, геологии. Воспроизведённая А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским статистическая игра с датами правления у Морозова далеко не основной метод и появляется лишь в поздних книгах.

Николай Морозов, как известно, не остановился на «Откровении». Накануне войны и затем, в эпоху культурных экспериментов 1920-х годов, он публикует многотомный труд «Христос», переворачивающий все представления об истории древности и средневековья. В «Христе» личность Иоанна Златоуста вырастает до исполинских размеров — он становится первым натурфилософом, записавшим в поэтической форме свои наблюдения за грозовым небом, первым мыслителем в первой средиземноморской империи.

Отсутствие доступа к какой-либо литературе в момент замысла книги сказалось на выводах исследователя, да и пресловутое незнание методологии истории с источниковедением сыграли свою злую роль. Получилось так, что Морозов сначала выстроил в уме свою гипотезу, записал на черновиках, а после выхода из тюрьмы уже не смог от неё отказаться. Он отбросил всё, что не укладывалось в рамки его идеи — литературу по «Апокалипсису», собрание проповедей Иоанна Златоуста, альтернативные астрономические датировки, не говоря о сомнениях в отождествлении книжных символов и планет. Конечно, сейчас нам не трудно с высоты открытых источников и достижений текстологии критиковать дилетантизм автора, но есть ли в этом смысл? Мы читаем миф о Николае Морозове, революционере и учёном, который произвёл революцию в познании истории, начав её с того, что создал миф о революционере-мистике, создавшем одну из самых мифологизированных книг человеческой истории.

Nonnulli

Тимур Гусельников