Что делать, если ты оказался в Византии, не имея за спиной благородной семьи, но тебе всё же страсть как хочется успешного успеха, и чем больше — тем лучше? Устроить мятеж, конечно же!
Помимо налогов и чиновничьего произвола, в 928 г. крестьянскую жизнь омрачал неурожай. Не удивительно, что народ охотно внимал речам чудом спасшегося Константина Дуки, всем обещавшего, что если свергнуть нынешнего императора, то всё будет бесплатно и "в кайф", и вообще не надо будет умирать.
Настоящий Дука, если что, был Византийским полководцем и погиб при попытке захватить власть в 913 г. Но в народе он был популярен даже через 15 лет после смерти. Чем в своих целях и воспользовался македонянин по имени Василий – главный герой этой заметки.
Зло, как водится, не дремлет, и вот уже наш борец за всё хорошее, даже не успев поднять восстание, схвачен местным турмархом (~комендантом) и отвезён в Константинополь. В столице его судили, отрубили руку и отпустили на все четыре стороны. Видимо, под обещание больше так не делать.
Да здравствует Византийский суд, самый гуманный суд в мире!
Как показала практика, “честное греческое” почти ничего не стоит. Улучив удобное время, Василий вернулся туда, откуда начал свой путь, и продолжил смущать народные массы. В самом деле, потеря руки — не стрела в колене, совершенно не повод сходить с дороги приключений. Также, “Дука”, видимо, был Левшой местного разлива, ибо на месте отрубленной правой руки у него вскоре появилась новая, сделанная из меди и сжимавшая громадный, по свидетельствам очевидцев, меч, тоже медный.
С этим агрегатом его речи стали гораздо убедительнее, и в 932 г. началось восстание.
Каким-то образом восставшие с “Дукой” во главе смогли захватить крепость Платея (она же — Плоская Скала, πλατεια πετρα), где и занялись делом, истинно достойным борцов с императорской тиранией — грабежом окрестных земель и различных мимопроходилов.
Его Императорское Величество, подивившись такому способу борьбы, послал войско. Крепость была взята в осаду и спустя некоторое время пала, “Дуку” снова отвезли в Константинополь. После суда, прежде чем казнить горе-мятежника, государственные мужи мудро решили узнать, кто был его сообщниками.
Для большей эффективности допроса сумрачный греческий гений избрал проверенную веками пытку. И было это… избиение. Ногами ли, палками ли, летопись умалчивает. Средство подействовало, допрашиваемый указал на многих влиятельных сановников. А потом его сожгли на костре.
Пацан к успеху шёл, не фартануло, не повезло. Αλίμονο στους ηττημένους!
Мораль сей басни такова: не качайте лодку, ну или хотя бы не верьте на слово македонянам, ибо даже показания, данные под пыткой, оказались дистиллированной клеветой!
Автор - Cyber Ficus