Итак, моделируем ситуацию:
- условие первое - в МКД коммунальные услуги по отоплению и по ГВС предоставляются собственникам с использованием теплообменника, то есть оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
- условие второе - МКД оборудован общедомовым прибором учета (понятие посмотрите в Правилах № 354), в составе которого имеется тепловычислитель, осуществляющий совместный учет потребления поступившей от котельной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
- условие третье - тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до оборудования, входящего в состав ОИ в МКД, в целях ее использования для предоставления коммунальных услуг по отоплению и ГВС.
Поскольку ОДПУ фиксирует суммарный объем тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Правилами № 354 предусмотрено распределение суммарной тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальных услуг каждого вида.
И вот с этого момента многие представители органов ГЖН не понимают тонкость: в смоделированной ситуации абсолютно ни при чём п. 54 Правил № 354.
Постараемся разложить попроще, на доступном пониманию языке...
На основании п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу 3 п. 54 Правил № 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления МКД, определяется с учетом положений п. 42(1) указанных Правил.
В п. 6 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в МКД, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии с абзацем 5 п. 54 Правил №354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к указанным Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Порядок определения показателя формулы 20 установлен абзацем 6 п. 22 приложения № 2 к Правилам №354.
Данный показатель представляет собой удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством РФ уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом в силу абзаца 6 п. 22 приложения № 2 к Правилам № 354 формула 20(1) применяется для определения показателя в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД.
В нами смоделированной ситуации в МКД коммунальная услуга ГВС предоставляется за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от поставщика коммунального ресурса.
Поскольку тепловая энергия в МКД не производится, ОДПУ, фиксирующий объем поставляемой готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.
В данном случае поставщик КР выставляет к оплате счёта за поставленные Гкал., а не за кубометры, а управляющая организация не вырабатывает на общедомовом оборудовании тепловую энергию.
Поскольку в формуле 20(1) учтён объем коммунального ресурса, использованного на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, указанная формула может применяться в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Кстати, на это указывалось два года назад в определении Верховного Суда РФ от 29.07.2019 № 309-ЭС19-2341.
В силу абзаца 4 п. 54 Правил № 354 при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18.
Но, как мы сказали, в теплообменнике тепловая энергия в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению не производится, поэтому формула 20.1 не может быть применена в рассматриваемом случае и ОДПУ, фиксирующий объем поставляемой готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 23 декабря 2020 № 306-ЭС20-19892.
Кроме того, «бойцы ГЖН» забывают письма своего же начальства.
Согласно письму Минстроя России от 08.10.2019 № 35704-01704 в случае, если ИТП не используется для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, то применяются формулы, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно.
Поэтому п. 54 Правил №354 здесь мимо кассы, он применим лишь к МКД с крышными котельными, в случаях, когда управляющая организация закупает, например, холодную воду и газовое топливо, из которых далее осуществляется производство ГВС и отопления.
В смоделированной нами ситуации управляющая организация закупает двух компонентный коммунальный ресурс, который, образно говоря, включает в себя кубы ХВС и «гиги тепла», не производит ни ГВС, ни отопление, лишь перераспределяя готовый коммунальный ресурс с помощью теплообменника.
Ещё один аргумент в нашу пользу состоит в том, что самостоятельное производство ГВС и отопления предполагает возможность производства в любое время, а в нашем случае теплообменник не имеет возможности произвести данные коммунальные ресурсы без поставки готового коммунального ресурса, он может только перераспределить полученное.
Кроме того, каждый производитель обязан согласовать тариф на ГВС и отопление.
В смоделированной ситуации управляющая организация не обязана защищать свои тарифы, поскольку они установлены и согласованы для той РСО, которая производит и поставляет коммунальный ресурс.
Надеемся, кому-то поможет данная статья.
Компания «Бурмистр.ру» объявляет о старте приемок заявок на годовую подписку на вебинары и онлайн-планерки. График вебинаров здесь, а вот тут заявка на подписку.