Найти тему
Rusfond.ru (Русфонд)

За 25 лет Русфонд осуществил десятки благотворительных проектов, которые начинались как революционные и отвергаемые государством

Оглавление

Постепенно удавалось убедить медицинское сообщество и чиновников, что именно эти практики являются самыми передовыми. Государство постепенно приняло их для повседневного применения. Теперь уже никто и не помнит, что Русфонд занимался внедрением многих современных медицинских технологий. Именно поэтому Русфонд готовит очерки своей истории, которая появится на нашем сайте в ближайшее время. Сейчас мы публикуем первую главу.

⭐️⭐️⭐️ 1996, Письма читателей

Можно сказать, Русфонд в «Коммерсанте» родился вместо несуществующего отдела писем. Весной 1996 года Издательский дом «Коммерсантъ» подрабатывал (и весьма неплохо) на президентских выборах, поддерживая действующего главу государства Бориса Ельцина. Собственно газета «Коммерсантъ» старалась быть объективной и беспристрастной, но тот же издательский дом в том же здании на улице Врубеля зачастую силами тех же журналистов выпускал и предвыборную агитационную газету «Не дай Бог!» (в смысле, не дай бог выборы выиграет Геннадий Зюганов и к власти придут коммунисты).

Газета выходила тиражом 10 млн экземпляров и бесплатно разбрасывалась по почтовым ящикам граждан. Граждане реагировали по-разному: некоторые соглашались с нежелательностью коммунистического реванша, но многие писали в редакцию
«Коммерсанта» гневные письма – дескать, вы, коммерсанты, богатые, вот и агитируете за Ельцина, а я бедный и не имею средств, чтобы починить крышу, купить корову вместо той, что в прошлом году пала, или вылечить ребенка от тяжелой болезни. Таких писем приходили тысячи. В кабинете владельца «Коммерсанта» Владимира Яковлева таких писем стояло 36 почтовых мешков.

-2

⭐️⭐️⭐️ Образ читателя

Владимир Яковлев много раз говорил, что газета продает читателю не столько новости и аналитику, сколько образ самого читателя. Индекс Доу – Джонса «Коммерсантъ» начал публиковать еще тогда, когда большинство его читателей занимались мелкими кооперативами, торговали на рынках шашлыком или в лучшем случае компьютерами, ввезенными в страну не вполне законно. Индекс Доу – Джонса не мог их интересовать, но они мечтали, что станут однажды воротилами большого бизнеса, и газета «Коммерсантъ», публикуя биржевые индексы, потакала этой их мечте.

Владимир Яковлев
Владимир Яковлев

Точно так же вся благотворительность тогдашних коммерсантов сводилась к помощи бедным родственникам и раздаче милостыни на церковной паперти, но люди эти мечтали, что однажды станут по-настоящему богатыми, успешными, добрыми и щедрыми. Именно это и вознамерился Владимир Яковлев своим читателям продать: я читаю «Коммерсантъ», значит, я умный, успешный, богатый, культурный и добрый. Яковлев даже подумывал издавать силами своего издательского дома некую «Газету гражданского общества», благодаря которой люди помогали бы друг другу, минуя институты государства.

-4

Никакой «Газеты гражданского общества» не получилось, но специальный корреспондент «Коммерсанта» и ответственный секретарь газеты «Не дай Бог!» Лев Амбиндер получил от Яковлева поручение подбирать и публиковать письма с просьбами о помощи.

Амбиндер выбирал из огромной почты «Не дай Бог!» пригодные к публикации письма, публиковал их, связывал читателей, просивших помощи, с читателями, желавшими помочь, и через номер размещал в газете отчеты о том, как благородные коммерсанты решили проблемы людей, попавших в трудную ситуацию.

В спонтанные благотворительные пожертвования Лев Амбиндер не верил, но долгие годы он был журналистом, писавшим о промышленности и промышленном строительстве, он накопил обширные связи среди тогдашней экономической элиты – директоров заводов, фабрик, строек и других крупных предприятий.

⭐️⭐️⭐️ Найдя в почте газеты письмо с толковой, но безнадежной просьбой о помощи, Амбиндер звонил кому-то из состоятельных знакомых, просил помочь и представлял дело так, будто помощь пришла в ответ на газетную публикацию

Лев Амбиндер
Лев Амбиндер

Вопрос доверия

Главной бедой 1990-х, бедой, которая не изжита и сейчас, было недоверие. Но в 1990-е годы недоверие было тотальным: не верил никто никому. Благотворительность была невозможна, ибо доверие – главный ее механизм. Олег Сысуев, работавший в те годы мэром Самары, рассказывал, что если секретарша сообщала ему, что пришли представители благотворительных организаций, то мэр знал, кого увидит в приемной: бандитов, которые официально представлялись работниками ветеранских благотворительных организаций, и попов, которые ради ремонта и реставрации аварийных церквей обязательно станут просить налоговые льготы на торговлю водкой и сигаретами.

Невозможно было представить, что, прочтя заметку в газете о ком-то несчастном, читатели пожертвуют деньги в благотворительный фонд, как бы им ни хотелось быть добрыми и щедрыми. В 1990-е годы только дурак мог поверить, что благотворительный фонд, получив деньги, пустит их по назначению, а не прикарманит.

Тогда Яковлев и Амбиндер придумали гениальную, революционную по тем временам идею. Они придумали не прикасаться к деньгам.

-6

Представьте, в газету приходит письмо, предположим, от матери-одиночки, ребенок которой нуждается в дорогом лечении. Журналисты едут к несчастной женщине, убеждаются в том, что она действительно существует, в том, что ребенок действительно болен, а авторитетный врач действительно подтверждает необходимость означенного лечения, а ответственный работник местной соцзащиты, что она действительно бедна. Женщину и ребенка фотографируют.

Им заводят сберкнижку, то есть счет в банке, – и жертвователи переводят деньги непосредственно несчастной матери. Журналисты, таким образом, подтверждают состоятельность просьбы, но сами никакой части пожертвования не получают – получают зарплату в своей газете, то есть материально не заинтересованы в том, чтобы женщине жертвовали деньги, а заинтересованы только, чтобы проект жил и привлекал читателей.

Финансовая схема эта довольно варварская. Ни один благотворительный фонд в цивилизованном мире так не работает

Но в атмосфере тотального недоверия 1990-х годов такая схема убеждала жертвователей, что журналисты пишут о несчастных не ради того, чтобы на них нажиться, а ради того, чтобы дать возможность читателям оказать несчастным помощь.

Благотворительный фонд, работающий в Издательском доме «Коммерсантъ» по этой схеме, поначалу называли Российский фонд помощи, но вскоре выяснилось, что Министерство юстиции не регистрирует частные организации, в названии которых содержится слово «российский» или «Россия».

Пока официальной регистрации не требовалось, проект так и продолжали называть Российским фондом помощи, в будущем, когда регистрация понадобится, – назовут Русфонд.

Валерий Панюшкин, главный редактор Русфонда