Найти в Дзене
Аутизм и школа

Надо ли говорить ребёнку о диагнозе.

Ещё зимой мне задали вот такой вопрос.

Не знаю, зависит от ситуации. Если Вы сами понимаете диагноз ребёнка и сможете объяснить ему доступными словами, в чём суть, и понимаете, зачем ребёнку это знать, то да, надо.

Но вот, если Вы сами не очень понимаете, а главное, и объяснить не сможете доступно, то мне не ясно, зачем всё это.

---

Этим летом я общалась с замечательным пятнадцатилетним мальчиком, который мне радостно сообщил, что в армию он не пойдёт, потому что у него диагноз. А дальше он его назвал.

Шизофрения.

И улыбается.

Мальчик очень милый, общительный, с кучей особенностей специфических, в том числе и УО.

Я для него чужой человек. И он мне радостно называет свой диагноз, абсолютно не понимая, что он означает.

Вопрос: - Зачем ему вообще знать об этом диагнозе?

Чтобы понимать, почему он в армию не пойдёт?

Да, хорошо.

---

Другая история, которую я прочла где-то на Дзене.

Мама рассказывала о том, как её сын узнал, что у него аутизм.

Мальчик высокофункциональный, говорящий, учится в общей школе.

Увидел, как мама читала что-то про аутизм. Сам прочитал и потом спросил у мамы: - Я не умею общаться с людьми, потому что у меня аутизм?

Уточнение: - Возможно, искажаю историю, читала давно. Но суть примерно такая.

И вот вопрос: - Помогло ли мальчику это знание?

Я не умею общаться с людьми, потому что я аутист...

Что вообще это даёт?

---

При этом в блогах у взрослых, называющих себя аспи (синдром Аспергера), людей я читаю, что для них это было важно, найти синдром, к которому себя причислить и, как итог, понять себя лучше. Узнать, что ты не один такой, что вот таких, как ты, много.

Вы такие, вам сложно общаться с людьми, потому что вы другие, у вас синдром Аспергера. Это, оказывается, ответ на многие вопросы.

Хорошо.

---

А теперь о своём опыте.

Слово аутизм не особо звучит в нашем доме. Потому что лично я не очень понимаю, что это такое.

Сейчас не имею ввиду, что я не способна открыть википедию и прочесть определение. Способна. И даже способна запомнить и процитировать, и даже своими словами дополнить.

Но вот засада, как известно, все аутисты разные. И не достаточно процитировать определение, чтобы объяснить, что это вообще такое, аутизм.

Даже, пытаясь объяснять сторонним взрослым людям, я вижу, что они не понимают. И как объяснить Грише это слово и что ему мои объяснения дадут, я не знаю. И не делаю этого. Хотя сейчас он вполне способен это понять.

---

То есть получается, я скрываю от сына его диагноз (это юмор).

---

Но в вопросе была вторая часть.

А не случится ли так, что, узнав свой диагноз, ребёнок начнёт... его использовать? Мол у меня аутизм, поэтому я не могу... а дальше подставляем что угодно.

Эта вторая часть мне очень нравится.

Во-первых, если ребёнок способен использовать вот так знание о диагнозе, говорит о том, что у него не всё плохо с логикой))) А это уже хорошо.

Во-вторых, он хорошо говорит) Это тоже здорово.

А если серьёзно, то вот об этом я могу рассказать больше, о том, как Гриша "использует" свой диагноз, не зная о нём. И что я с этим делаю.

И расскажу. В следующей заметке.

Итак. Стоит ли говорить о диагнозе ребёнку.
Да, если Вы понимаете, зачем это.
Нет, если не понимаете.

Удачи вам, дорогие мои читатели.