Найти тему

цвет в дизайне

Работа с цветом

В данной статье разобраны главные правила работы с цветом. Разумеется, этих принципов гораздо больше. Различным методикам использования цвета посвящаются целые книги, но в рамках одной статьи можно пройтись лишь по основным рекомендациям и приёмам.

Основные понятия

Для начала нужно разобраться с основными характеристиками цвета:
1. Цветовой тон – это цвета радуги и их сочетания (красный, голубой, пурпурный и так далее).
2. Светлота – освещённость, от яркого к тёмному (от бледно-зелёного до тёмно-зелёного, почти чёрного).
3. Насыщенность – степень отличия цвета от аналогичного по светлоте серого.

Сразу надо обратить внимание, что цвета делятся на группы:
1. Основные, первичные цвета – синий, жёлтый, красный.
2. Составные цвета – оранжевый, зелёный, фиолетовый (получаются при смешивании основных).
3. Смешанные – все остальные.

Примером использования этих знаний является треугольник Гёте. В нём показаны гармоничные сочетания тонов:

диаграмма цвета
диаграмма цвета

Одним из важных принципов является то, что яркие фигуры на тёмном фоне выглядят больше, чем такие же по размеру тёмные фигуры на светлом фоне.

Гармония цвета

Важно! Гармония – это равновесие сил, упорядоченное многообразие.

Монохромная гармония

Однотонная гармония делается на сочетании цветов из одного тона. Различия делаются лишь по светлоте и насыщенности.

Родственная гармония

Гармония родственных тонов создаётся с помощью главного оттенка и его примесей. Главные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий. Родственные оттенки – цвета, взятые от одного главного тона до другого (но в диапазон входит лишь один из главных). Например, ими могут стать синий и бирюзовый, но только не зелёный и синий. В круге есть 4 типа родственных тонов: красно-синий, красно-жёлтый, зелёно-синий и зелёно-жёлтый.

Однако простая комбинация не даст достаточной гармонии. Поэтому прибегают к дополнительному приёму – все тона берутся в разной насыщенности или светлоте. Например, если выбрать красный (как главный цвет), то к нему подойдёт светло-красно-оранжевый и бледно-бледно-оранжевый.

Полярная гармония

Полярная гармония создаётся на контрасте двух главных цветов. Стандартные варианты: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Однако имеются и другие сочетания главных цветов (синий и жёлтый), кроме того, сюда можно добавить розовый, светло-зелёный и чёрно-зелёный.

Однако и здесь для полной гармонии нужен дополнительный приём, так как контраст главных цветов даёт слишком много энергии. Для уменьшения резкости можно прибегнуть к одному из приёмов:
1. Один из цветов нужно сделать больше по площади. Например, соотношение фиолетового и жёлтого цвета можно сделать как 3:1, а синего и оранжевого как 2:1.
2. В один из тонов добавить чёрный или белый (изменить светлость). Или сделать это со всеми цветами.
3. К одному из оттенков добавить серый (снизить насыщенность). Можно изменить каждый цвет.
4. Слегка изменить тон. Например, сделать не жёлтый, а кремово-жёлтый.

Треугольник

При выборе трёх цветов всегда следуют простому правилу: цвета должны быть вписаны в равносторонний или равнобедренный треугольник.

Многоцветие

Если нужно использовать более трёх тонов, то надо постараться, чтобы в глазах не было цветной какофонии. Для этого прибегают к одному из нескольких приёмов:
• в каждый оттенок можно добавить какой-то определённый цвет, что сделает их более однородными;
• один тон сделать доминирующим;
• композиция делается в виде разноцветных мелких пятен и мазков.

Как подчеркнуть форму

Основное правило такое – острые тона (жёлтый, красный и его оттенки) лучше подходят для острых форм, а глубокие (синий, зелёный) лучше смотрятся в округлых фигурах. Например, синий или зелёный больше подойдут для круга или любой другой геометрической фигуры, но с закруглёнными краями. При этом жёлтый, красный, оранжевый лучше смотрятся в треугольниках, квадратах, ромбах.

Времена года

Весна

Для весны характерно огромное количество цветов, с практически любыми сочетаниями. Зелёные оттенки должны быть нежными, насыщенными. Часто используют золотистые, кремовые, абрикосовые, маковые цвета. Многие рекомендуют применять различные оттенки светло-коричневого. Допускаются васильковые, небесно-голубые тона.

Лето

Зелёные оттенки становятся более тёмными и насыщенными. При этом нужно использовать много голубых и синих цветов, которые обозначают чистое летнее небо. Приветствуются фиалковые, сиреневые тона. Коричневые цвета приобретают сероватый оттенок.

Осень

Для осени нужно использовать много жёлтых, оранжевых и красных оттенков. Допускается применять сливочный, томатный, ежевичный цвет. Зелёные цвета становятся более насыщенными и тёмными, можно использовать хвойный оттенок, оливковый. Также применяют различные вариации коричневого.

Зима

Основные цвета зимы – белый и бледно-голубой. В небольших количествах можно использовать и все другие оттенки. Часто применяют чёрный, оттенки серого, синего. Интересным решением будет добавление небольшого количества красного, фиолетового, пурпурного.

Цвет и характер

Имеется некоторая взаимосвязь между цветом и характером людей, которые его предпочитают:

1. Красный. Его выбирают индивиды, которые предпочитают активность, энергию, успех. Красный – цвет возбуждения и страсти. Его любят коммуникабельные, смелые люди.

2. Оранжевый. Его предпочитают интуитивные, мечтательные люди, которые сдержаны в своих эмоциях. Такие индивиды жизнерадостны и дружелюбны, могут позаботиться о себе и не отказывают в помощи.

3. Жёлтый. Цвет вечных оптимистов, которые любят свободу, внимание других людей и просто приятное общение. Они любопытны и креативно подходят к делу. Выбирают творческие профессии.

4. Зелёный. Этот цвет выбирают умные, настойчивые люди с высокой самооценкой. Они упрямы, самоуверенны, нередко предпочитают власть и контроль над близкими людьми или коллегами. Стремятся к материальному достатку и комфорту.

5. Синий. Такой цвет предпочитают спокойные, задумчивые, умиротворённые люди. Они выбирают профессии творческие или научные, тянутся к знаниям.

6. Фиолетовый. Его предпочитают люди интеллектуальные, культурные и свободолюбивые. Они выбирают творческие профессии или научную деятельность. Многим из них свойственно эстетическое чутьё. Такие люди стремятся к гармонии и одобрению.

7. Серый. Этот цвет не вызывает эмоций, поэтому его выбирают критичные люди, которые недоверчиво относятся к любой информации. Такие личности предпочитают порядок на работе, в быту и мыслях.

8. Белый. Те люди, которые предпочитают белый цвет, всегда стремятся к свободе, а также чистоте и аккуратности. Они обычно мечтательны.

9. Чёрный. Люди, выбирающие этот цвет, отличаются непокорностью и жёстким нравом. Они любят спорить не только с окружающими, но и с собственной судьбой. Они стремятся к бунту и разрушению.

10. Розовый. Его выбирают романтичные, мечтательные, нежные натуры. Они проявляют заботу в любви, но при этом щепетильны и требовательны в быту. Кроме того, такие люди ранимы.

11. Коричневый. Этот цвет любят уравновешенные, целеустремлённые личности. Для них очень важна семья, друзья, родственники, традиции.

Также есть взаимосвязь между цветом и типом человека, которому этот оттенок не нравится:

1. Красный. Его не любят люди, которые эмоционально или физически устали. Этот цвет не любят люди пожилого возраста, у которых уже пропали половые инстинкты.

2. Жёлтый. Его отвергают люди, которые слишком перевозбуждены, подвержены стрессу, находятся в пессимистичном или депрессивном состоянии.

3. Синий. Его отвергают люди в беспокойном состоянии, которые чем-то не удовлетворены.

4. Зелёный. Его не любят личности, которые чувствуют себя не признанными и испытывают напряжённость. Также он раздражает людей, которые боятся потерять свою репутацию.

5. Серый. Он не нравится активным, целеустремлённым личностям, которые эмоциональны и веселы.

6. Чёрный. Его не любят предприимчивые, активные, требовательные индивиды.

7. Белый. Он не нравятся активным, целеустремлённым личностям.

8. Коричневый. Его не любят скрытные, целеустремлённые, честолюбивые индивиды.

9. Фиолетовый. Он не нравится сдержанным, ответственным личностям.

Контрасты

Контрасты возможны по следующим параметрам:
• цветовому тону;
• интенсивности: светлые и тёмные;
• насыщенности: насыщенные и серые;
• температура: холодные и тёплые;
• психическому воздействию.

Нужно понимать, что при контрасте цвета усиливают свои свойства. Светлый становится светлее, тёмный – темнее. При этом тёплые оттенки кажутся теплее, а холодные – холоднее. И так далее.

Именно поэтому важно использовать не чистые цвета (белый, чёрный, красный, синий и так далее), а их оттенки. Благодаря этому сочетание не станет резать глаза, но контраст будет сохранён.

Вызов эмоций цветом

Ниже перечислены эмоции, чувства и ощущения, а также цвета, которые их вызывают:
• покой и уют – зелёный, сине-зелёный, голубой, белый в упорядоченных композициях
• беспокойство и напряжённость – жёлтые, фиолетовые, тёмно-красные, чёрные оттенки в угловатых, дробных картинах;
• активность и удивление – разнообразные яркие насыщенные цвета в контрастных, асимметричных, изогнутых, динамичных композициях;
• скука и печаль – серые, коричневые, чёрные оттенки в простых, симметричных сочетаниях;
• одухотворение и лёгкость – белые, голубые, жёлтые вертикальные композиции;
• не эмоциональность и пассивность – серый, коричневый цвет в прямых горизонтальных элементах;
• романтизм и фантазёрство – голубые, розовые, белые, золотистые оттенки в гармоничных, динамичных сочетаниях;
• торжественность и серьёзность – синий, пурпурный, белый, красный, чёрный в ритмичных, крупных элементах.

Есть и другой способ систематизации эмоций, чувств, ощущений и вызывающих их контрастов:
• импульсивность – красный и зелёный;
• резкие эмоции – жёлтый и фиолетовый;
• торжество – пурпурный и зелёный;
• активность – синий и оранжевый;
• динамичность – красный и синий;
• жизнерадостность – жёлтый и красный;
• радость – зелёный и оранжевый;
• живость – жёлтый и синий;
• беспокойство – фиолетовый и красный;
• парадное – золотой и пурпурный;
• спокойствие – зелёный и тёмно-коричневый;
• холод – синий и зелёный;
• чистота – красный и белый;
• вялость – жёлтый и белый;
• сдержанность – зелёный и белый;
• прохлада – синий и белый;
• драма – красный и чёрный;
• напор – жёлтый и чёрный;
• тяжёлое настроение – зелёный и чёрный;
• нежизненное – синий и чёрный.

Подведём итоги

В данной статье рассмотрены далеко не все правила использования цвета. Их слишком много для этого. Однако этого материала достаточно, чтобы сделать привлекательный дизайн. Нужно лишь тщательно подбирать цвета и по возможности следовать всем правилам.

Профессиональная разработка логотипа, фирменный стиль, айдентика по ссылке

разработка логотипа
разработка логотипа

логобук
логобук