Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

В небольшом городке обнаружил очень редкий БТР-40 на комбинированном ходу (таких было сделано не более 40 штук)

Рядом с Нижним Новгородом есть небольшой городок Бор, в котором не так давно открыли Парк 70 лет Победы.

Это небольшой сквер на окраине города, который нам интересен прежде всего тем, что тут выставлены три единицы военной техники отечественного производства.

В прошлой статье я рассказал вам про легендарный танк Т-72Б, а сегодня покажу довольно редкий лёгкий бронетранспортёр БТР-40 с навесным оборудованием железнодорожного хода.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Скорее всего, вы точно что-то слышали про БТР-40. Его разработали в 1947—49 годах в ОКБ ГАЗа на базе полноприводного шасси грузовика ГАЗ-63.

В производство машину удалось запустить уже в 1950 году, в результате чего БТР-40 стал самым первым советским серийным бронетранспортёром.

В армейских подразделениях БТР-40 использовался параллельно с более тяжёлым трёхосным БТР-152 на шасси ЗИС-151.

В основном его применяли в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача. Ну и конечно же для перевозки личного состава.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Серийным производством занимался сам ГАЗ, выпустив до 1960 года около 8500 БТР-40.

Бронетранспортёр имел несущий бронекузов, сваренный из стальных листов толщиной 6—8 мм на Муромском паровозоремонтном заводе.

Шасси ГАЗ-63 претерпело некоторые изменения, прежде чем стать основой для БТР-40.

Его колёсную базу укоротили с 3,3 до 2,7 метров, поставили дополнительные гидроамортизаторы и установили форсированный до 78 лошадиных сил двигатель ГАЗ-40 (его создали на базе мотора ГАЗ-11).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Габаритная длина БТР-40 была ненамного больше, чем у «Волги», ширина как у ЗИМа ГАЗ-12, высота меньше, чем у УАЗ-452.

Бронетранспортёр весил 5,3 тонны и мог разгоняться на шоссе до 80 км/ч.

Интересно, что зарубежные операторы иногда оснащали БТР-40 английскими или американскими дизельными двигателями.

Экипаж БТР-40 состоял из двух человек (механик-водитель и командир), которые попадали внутрь через небольшие глухие люки по бокам.

Боевое отделение вмещало 8 солдат, которые для входа и выхода использовали двустворчатую заднюю дверь.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В бортах есть бойницы, через которые можно было вести прицельный огонь.

А так как крыши у БТР-40 не было, то десантники во время боя могли покидать бронетранспортёр как через заднюю дверь, так и перепрыгивая через борта кузова.

Отсутствие бронекрыши (её заменял обычный тент) позволило снизить металлоёмкость конструкции, а также массу машины.

Вот только в 1956 году во время войсковой операции в Венгрии стало понятно, что в городских условиях подобная конструкция без крыши оказывается слишком уязвимой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Дело не только в возможности обстрела с высоких точек, но и в том, что противник получил возможность бросить внутрь кузова бронетранспортера гранату или бутылку с зажигательной смесью.

Поэтому уже в 1958 году по проекту ГАЗа в Муроме освоили выпуск полностью закрытой модификации БТР-40Б. Правда такой вариант мог перевозить не 8, а лишь 6 бойцов в боевом отделении.

Штатного вооружения как такового не было, но на БТР-40 можно было установить пулемет Горюнова СГМБ популярнейшего калибра 7,62 мм. Его крепили на корпусе машины как справа, так и слева.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Железнодорожный вариант

Давайте теперь подробнее остановимся на варианте бронетранспортёра на комбинированном колёсно-железнодорожном ходу.

Условно он называется БТР-40ж.д., хотя я встречал варианты обозначения БТР-40ЖД.

Если производство обычных колёсных БТР-40 закончилось в 1960 году, то железнодорожный вариант появился позже — в 1969 году.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Причиной появления этой модификации стало обострение в середине 60-х годов обстановки на дальневосточных границах СССР. Дружба с Китаем сменилась конфронтацией.

Возникла серьёзная проблема защиты железнодорожных объектов. СССР выбрал отвергнутую ранее идею манёвренного прикрытия бронепоездами.

Так появился проект бронепоезда БП-1. В его состав входила разведывательная рота с восьмью БТР-40ЖД, которые перевозились на четырёх открытых платформах по четыре штуки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Отличить визуально БТР-40ЖД очень просто по наличию откидных рам спереди и сзади с пружинными рессорами и катками с внутренними ребордами.

Во время движения по обычным дорогам они находятся в поднятом положении, а затем опускаются на железнодорожные рельсы, фиксируя бронетранспортёр.

Процесс постановки на рельсы занимает всего 3-5 минут. Движение на железнодорожном ходу обеспечивается за счет вращения автомобильных колёс с максимальной скоростью до 65 км/ч.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С технической точки зрения БТР-40ЖД был практически полностью аналогичен обычному БТР-40, включая 78-сильный карбюраторный мотор ГАЗ-40.

В 1969 году для четырёх бронепоездов БП-1 переоборудовали по разным данным от 32 до 40 БТР-40.

Несмотря на обострившуюся ситуацию на границе, ни один из бронепоездов так и не участвовал в настоящих боевых действиях.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Почти все время они находились на полустанке под Читой в боеготовности, что периодически проверялось запуском локомотивов, маневрированием, отработкой схода и загрузки танков.

Отдельно хранился только боекомплект, который при необходимости бы максимально быстро загрузили в боевую технику.

Известно, что в 1997 году еще несколько БТР-40 на комбинированном ходу несли службу в Забайкальском военном округе.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Еще пара фотографий передних и задних железнодорожных колёс вблизи:

Железнодорожная версия БТР-40, как вы уже поняли, очень редкий экземпляр, поэтому встретить такой в городском парке в небольшом провинциальном городке — это огромная удача.

Жителям Москвы повезло больше: один БТР-40ЖД хранится в Музее техники Вадима Задорожного, а второй — в Бронетанковом музее в Кубинке.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов