С этой картины началась истинная слава Перова в России.
Он понял, что не в состоянии писать комичные жанровые картины для развлечения богатых аристократов.
Тогда он пишет картину, которая обозначает главную проблему русского народа – нечеловеческие условия, в которых приходится жить нищим людям.
На картине изображена группа людей в старых изорванных одеждах, которые стоят в длинной очереди к почти замерзшему колодцу, чтобы набрать хоть немного воды для дома. Видно, что они еле-еле стоят на ногах и их одежда совсем не подходит для такого мороза. Но им ничего не остается делать, потому что никто за них эту работу не сделает. В этой очереди стоят даже дети.
А на заднем плане виднеются богатые купола церквей. Для того чтобы показать этот жесточайший контраст между низшим и высшим сословием.
В 19 веке Москва не была оборудована водопроводом, и люди были вынуждены набирать воду из таких резервуаров, называемых бассейнами. Для того чтобы воспользоваться водой приходилось заплатить некоторую сумму, а доставка до дома стоила неподъемно дорого для населения. Но ночью можно было набрать воды бесплатно, поэтому небогатое население выстраивалось в очереди по ночам, что получить доступ к воде.
Эта картина была одной из первых картин передвижников, написанных на социальную тему. Именно благодаря сознательному отказу Перова от развлекательной живописи так много художников впечатлятся и будут говорить о самых больных местах Российской истории.