Мы продолжали наше путешествие по Среднему Дону и продвигались по полупустым степным дорогам на юг в сторону Ростова - На - Дону.
На самом въезде в село Кашары я обратил внимание на необычный памятник танку времен Великой Отечественной Войны и решил узнать по какому поводу он здесь установлен.
Немного истории...
Районы на севере Ростовской области были оккупированы фашистами с июля по декабрь 1942 года. А в освобождении Кашарского района участвовали соединения 3-й гвардейской армии - 197-я и 278-я стрелковые дивизии и соединения 175-й и 111-й танковой бригады. В Кашарах помимо немцев стояли соединения итальянской дивизии «Торино».
Основные действия по освобождению Кашарского района развернулись в середине декабря, когда при поддержке танков Т-34, мотострелков и пехоты, бойца Красной армии смогли выбить фашистов с донского берега и заставить отступить в сторону Миллерово.
Этим памятным событиям и посвящен мемориал на въезде в село.
И тут есть одна неувязочка - на постаменте стоит танк ИС-3, который многие считают лучшим танком Второй Мировой Войны, но на самом деле эта машина "опоздала" на войну и не принимала участия в боевых действиях.
Хотя некоторые эксперты формально считают ИС-3 последним танком Второй мировой войны.
Советский тяжёлый танк ИС-3 (Иосиф Сталин-3) был принят на вооружение только 29 марта 1945 г., когда судьба фашистской Германии была уже предрешена. А первые танки стали поступать в войска только осенью 1945 года. Поэтому даже в Советско-Японской войне эта машина не успела отметиться. ИС-3 успел поучаствовать в параде, в побежденном Берлине 7 сентября 1945, чем немало удивил наших западных "союзников".
Вернусь к монументу. Его установили в конце 1980-х годов, а танк ИС-3 нашли в одной из частей Ростовской области. Почему же здесь не установили легендарный Т-34, КВ или ИС-2, которые действительно участвовали в ВОВ?
Потому, что к тому времени все сохранившиеся и не переплавленные экземпляры уже нашли свое место в музеях и на постаментах.
Танк ИС-3 действительно смотрится очень мощно и это был прорыв для своего времени.
Правда он имел немало недостатков и его выпускали всего два года с 1945 до 1946 года. Получается, что ИС-3 не воевал?
Нет, ИС-3 успел повоевать. Но только спустя 20 лет во время шестидневной Арабо-Израильской войны в 1967 в армейских соединения Египта против Израильских "Шерманов".
А еще через 7 лет в 1973 году участвовал во время "Войны Судного Дня" в боевых действиях между Сирией, Египтов и Израилем как со стороны Израиля, так и со стороны Египта.
Эта боевая машина, разработанная еще во время Великой Отечественной Войны для противостояния немецким Тиграм, Пантерам, Маусам и Panzerkampfwagen, простояла на вооружении некоторых Ближневосточных стран вплоть до начала 1980-х годов. Легенда как она есть.
Впрочем и мы путешествовали по местам боевой славы так же на легенде - настоящем потомке американского джипа Willys MB, коим и является Jeep Wrangler Rubicon.
Он конечно, уже совершенно давно ничем не напоминает старичка Виллиса, но главное - "породистые" корни.
Под капотом у него двухлитровый турбированный бензиновый двигатель с 272 л.с., грязевая резина, блокировки мостов, отключаемый стабилизатор и обязательно мощная понижайка с числом 4.0
Вы спросите, а причем здесь наша победа в Великой Отечественной Войне и американский Джип?
Ответ простой - США помогали союзникам в поставках техники, оружия, продовольствия. Грузовики "студбеккеры", самолеты "эйркобры", и джипы.
Поставки джипов Willys MB по ленд-лизу в СССР начались весной 1942 года, машины поступали в виде машинокомплектов по морю и собирались в Москве на ЗиС, Коломне и Омске.
За время войны в СССР поступило по ленд-лизу поступило почти 40 тысяч джипов, а во время доставки было потеряно еще около 9 тысяч машин.
Так, что Willys MB тоже можно по праву считать машиной победы без оглядки на её гражданство.
Такие вот дела. Помним и гордимся нашей победой в Великой Отечественной Войне!