Найти тему
Строительный мир

Щепки летят, дороге быть: на юге России стартовал спорный проект скоростной автомагистрали

Оглавление

За последний год вокруг этого проекта поднималось немало шума. О нем говорили экологи, правозащитники, ученые, чиновники, да и просто неравнодушные. Одни пытались воспрепятствовать его началу, другие — во что бы то ни стало приступить к реализации. Работы на площадке уже начались, но противники строительства до сих пор пытаются добиться своего.

Дорога меж двух мостов

В 2009-м было открыто движение через Волгоградский мост (2,5 км), расположенный на юге областной столицы. В том же году началось возведение аналогичного объекта через Ахтубу (1,4 км) — полный ввод в эксплуатацию состоялся летом 2020-го. Между ними планировалось строительство шестиполосной магистрали на месте действующей дороги. Но этот вариант подразумевал ликвидацию нескольких поселков и перенос инженерных коммуникаций, что требовало немалых затрат и создавало дополнительные трудности.

© Администрация Волгоградской области (Волгоградский мост)
© Администрация Волгоградской области (Волгоградский мост)

В итоге в июле 2020-го от подобного плана решили отказаться, предложив вариант севернее существующей трассы. В этом случае маршрут проходит по территории природного парка, что, разумеется, вызывает критику со стороны ряда экологов. На территории Волго-Ахтубинской поймы, являющейся своеобразным оазисом посреди сухой степи, находится целый ряд уникальных растений, занесенных в Красную книгу, включая реликтовые дубы. Более того, это место относится к орнитологическим территориям международного значения — признано важным для сохранения популяции птиц, которых здесь насчитывается несколько десятков видов. Находятся в парке и объекты, имеющие историческое и археологическое значение.

Защитить природу

Критики стройки отмечают, что экосистема будет серьезно нарушена, придется уничтожить тысячи деревьев, а из-за насыпи высотой шесть метров пойма будет по сути разделена, что приведет к нарушению гидрологического режима. Изначально казалось, что в связи с природоохранным статусом объекта, этот вариант трассы может столкнуться с непреодолимыми препятствиями при согласовании. В декабре 2020-го Минприроды отказало местным властям в вырубке дубов на территории поймы, но в то же время рекомендовало предоставить дополнительные обоснования проекта.

Росприроднадзор не поддержал строительство магистрали в предлагаемом виде, отметив несоответствие требованиям действующего законодательства. Некоторые критики стройки называли эти решения маленькой победой, а кто-то считал, что в данном случае региональным чиновникам уже ничего не останется, как отказаться от текущего варианта трассировки и рассмотреть альтернативы.

© Администрация Волгоградской области
© Администрация Волгоградской области

Но к лету необходимое разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии РФ все-таки было получено, и на площадке появилась спецтехника. В положение о природном парке внесли изменения, согласно которым, разрешалась вырубка деревьев для строительства линейных объектов. После этого голоса «против» стали звучать еще громче: в областной Думе развернулись горячие дискуссии, а у здания Администрации проходили одиночные пикеты; подобные акции устроили и в Москве. Валерий Фадеев, возглавляющий в России Совет по правам человека, направил обращение в Генпрокуратуру, призвав ведомство дать должную правовую оценку и принять меры по прекращению незаконной стройки.

Щепки полетели

В свою очередь региональные власти уверяют, что реализация проекта осуществляется в рамках закона: получены все необходимые документы, пройдены различные экспертизы, выданы положительные заключения. А потеря вырубленных деревьев будет компенсирована с лихвой — планируется высадить порядка 200 тыс. новых и ухаживать за ними на протяжении десяти лет. Хотя у некоторых ученых есть сомнения, что растения приживутся.

Что же касается призыва рассмотреть альтернативные маршруты, то в этом случае обращается внимание на уже существующие четыре варианта, и каждый из них так или иначе неизбежно затрагивает пойму. После многочисленных исследований и расчетов был выбран, как заявляется, наиболее оптимальный маршрут, в том числе и с позиции возможных последствий для окружающей среды. А строить столь крупные объекты в подобных местах, не затрагивая природу, попросту невозможно.

© Администрация Волгоградской области
© Администрация Волгоградской области

В настоящее время работы продолжаются (в роли подрядчика выступает АО ГК «ЕКС»), идет расчистка территории и подготовка к возведению мостов через ерики Гнилой и Осинки, хотя противники проекта не прекращают добиваться его остановки и пересмотра. Периодически с площадки поступают сообщения об акциях экоактивистов, которые в частности разбивают палаточные лагеря и вступают в конфликт со строителями, что приводит к вмешательству правоохранителей.

Протяженность новой магистрали, призванной разгрузить от транзитного транспорта нынешнюю дорогу от Краснослободска до Средней Ахтубы и имеющей важное стратегическое значение для региона, составит 14,2 км с двумя полосами движения в каждую сторону.

Читайте: Первую скоростную трассу на Дальнем Востоке откроют в октябре 2021 года