Выбирайте вещи с умом, покупайте их редко и носите долго.
Вивьен Вествуд
Идея минимализма и разумного потребления с некоторых пор не отпускает меня. Я пытаюсь подходить осознанно к своим покупкам и стараюсь уменьшить свой экологичный след, покупая вещи на вторичном рынке, сортируя отходы и сдавая их на переработку.
Когда углубляешься в тему, начинаешь читать, смотреть, думать, приходит понимание, что кроется за сиюминутным желанием купить новую вещь, чтобы поднять настроение или следуя пресловутому "ведь я этого достойна", становится немного жутковато.
Фильм "Реальная цена моды», перевернул моё представление о модной индустрии. Когда посмотрела на жизнь тех людей, в основном детей и женщин, благодаря которым мы каждый раз покупаем новые и новые вещи, пытаясь оставаться "в тренде», стало жутковато. Их труд, ужасные условия работы и жизни только для того, чтобы известные марки заявили о выходе новой коллекции, а мы устремились в магазин?
Эпоха перепотребления атакует - новые коллекции брендов, вроде Zara и H&M выпускают уже не четыре коллекции в год, как раньше, а чуть ли не каждую неделю. К этому их подталкивает мода, которая стремительно меняется — если что-то уже не в тренде, это никто не купит. От этой гонки страдает потребитель. Не успели мы купить "модную вещь", без которой не будем "стильной в этом сезоне", как вещают некоторые блогеры, а через неделю уже смотрим видео на тему "снимите это немедленно» и с грустью смотрим на свои «устаревшие» вещи.
А знаете, сколько этой одежды ежегодно производится в мире чтобы не только служить по прямому предназначению — укрывать и согревать тело, но и делать нас модными? 100 миллиардов единиц одежды! Когда вещи остаются нераспроданными, некоторые бренды не заморачиваются с переработкой одежды, вышедшей из моды, и в конце сезона просто сжигают. И знаете сколько?
По данным РИА новости бренд Burberry в 2020 году сжег вещи из прошлых коллекций на 36,5 миллиона долларов. Французский бренд Louis Vuiton, у которого более 460 магазинов по всему миру, в конце года сжигает все свои нераспроданные сумки. Уничтожается не только одежда, а так же обувь, косметика, дорогие часы. И это не полный список. В мире, где очень много людей в тяжёлой жизненной ситуаци, каждый год ежесекундно сгорает столько вещей,
которое способно поместиться в один грузовик. И это данные сообщества Ecco Watch только на 2018 год.
И если учесть, что в основном состав ткани далёк от натуральности, то можете представить, каким опасным могут быть продукты горения. Мало того, что на производство были затрачены природные ресурсы (например для производства одной футболки — 900 литров воды), так ещё потом, при сжигании отравляется окружающая среда. А мода меняется и меняется, новые коллекции, показы, новинки, завлекающие скидки, и вещи, оседающие в наших шкафах.
Столько ли одежды нам действительно нужно для жизни, сколько у нас есть? Всё ли носим годами, любим, бережём? Наверняка не все вещи удостоились этой чести. А жаль. И если сократить покупки, уменьшая количество одежды, то возможно и отношение к вещам будет другое? И дело не только в одежде и обуви, это применимо ко всему, что есть в наших домах. Ведь самые главные вещи в жизни – это совсем не вещи.
На эту тему ещё много можно рассуждать, приводить доводы, цифры и факты. Можно соглашаться с разумным потреблением, можно, наоборот, противиться и утверждать, что жизнь одна и я этого достоин. Дело не в этом. Нет правильного и неправильного решения, как проживать свою жизнь. И выбор будет идеальным только для конкретного человека — прожить жизнь на полную катушки, используя всё, что можно получить, и даже с излишком, мало заботясь об окружающей среде и не думая ни о чём, или жить, задаваясь вопросом о том, что ты оставишь после себя, и какой будет планета, на которой ты живёшь.
Дело в осознанности. Может пришла пора начать очень вдумчиво относиться к покупкам, количеству и качеству вещей, сортировать мусор, сдавать на переработку, не использовать пластиковые стаканчики и полиэтиленовые пакеты, заменить одноразовые вещи более долговечными. Думать перед покупкой и не вестись на поводу эмоций и маркетинговых уловок. Это самые первые и лёгкие шаги, которые и ведут к минимализму и осознанному потреблению.
Для подумать:
«Потреблятство. Болезнь угрожающая миру» Книга американских авторов Дж. де Граафа, Д. Ванна и Т. Х. Нейлора, посвященная критике потребительства
«No logo. Люди против брендов» Наоми Кляйн
Документальный фильм «Реальная цена моды»
«100 вещей и ничего лишнего». Фильм о том, как мало нам всё таки надо, чтобы чувствовать себя счастливыми