Продолжение.
Как-то надо жить. И тут проводится фестиваль «Рок Акустика» в Череповце, я еду на этот фестиваль, отпрашиваюсь из школы, всё пофиг, мне уже всё разрешают. Это «Чайф», это Янка Дягилева, это Майк Науменко, группа «Адо», Ник Рок-н-ролл, Лаэртский. Живя здесь, в Сямже мне удалось очень многие какие-то важные вещи мимо себя не пропустить. И я, естественно хотел тогда быть рокером.
И тут эта история с поэзией, и мой первый слом, когда я решаю, что буду не музыкантом, а поэтом, что буду только писать, что не буду заниматься музыкой, а буду заниматься литературой, буду писать. Начал писать со страшной силой. Написал чемодан стихов, у меня был такой чемоданчик из-под аккордеона, и я писал и складывал, писал и складывал.
Причём удивительная такая штука, я заметил, что стихи, они приходят. Ты не можешь их просто сесть и написать, они должны прийти. Приходили они в определённое время, в течение года. Они никогда не приходили осенью, они начинали приходить в феврале, и где-то в начале лета, в мае – в июне они уходили и больше не приходили. Дальше и следующий год снова, начиная с февраля, они снова начинали приходить, ну, такой гормональный цикл какой-то происходил. Весеннее поэтическое обострение.
И я сидел, писал-писал эти стихи, и начал ездить в Череповец к ребятам - раз в два-три месяца, на школьные каникулы. Два года я к ним ездил, общался, учился, смотрел с ними кино, слушал музыку, впитывал в себя всё что можно. Естественно, я готовился поступать в университет, собирался поступать в Череповец в педуниверситет на филологию. Понимал, что после Сямжи я не поступлю, например, на классическую филологию, как я хотел, в ЛГУ, понимал, что не поступлю на журфак, что в большой какой-то крупный столичный ВУЗ я после Сямжи не смогу поступить. И у меня был такой план, что я приезжаю на год, учусь и потом еду в Питер поступать на классическую филологию. Но в Вологду тоже ещё надо было поступить. Из моих одноклассников никто не поступил даже в Вологду. Есть кто-то, кто ПТУ какие-от закончил, да, но высшее образование, насколько мне известно, никто не получил. Для Сямжи это реально редкий случай.
И я начинаю готовится за год. Последний класс – мой кошмар, что я не сдам вступительные экзамены, что я уйду в армию, что я вернусь сюда в Сямжу, что буду здесь работать в какой-нибудь организации в кочегарке и буду превращаться в такого чудака сямженского, который когда-то мечтал стать поэтом, но ничего у него так и не вышло. Он живёт здесь в этом маленьком мирке, но так ничего и не видит и ничего из себя не представляет.
И я начал читать школьную программу с нуля заново, причём целенаправленно и насколько возможно глубоко. Начал я с хрестоматии Макогоненко, которую внимательно от и до всю прочитал. Потом начал читать Пушкина, Лермонтова так полными собраниями, десять томов Пушкина; четыре тома Лермонтова; Достоевский весь практически; Толстой практически весь; Чехов; Тургенев, - всю классику я за этот год очень целенаправленно пропахал. Ну и зарубежную литературу тоже, насколько возможно, старался читать. И именно это мне, на самом деле, помогло. Даже не глубина, а именно широта охвата. Я достаточно хорошо знал авторов и названия.
И приходит ко мне учительница моя по литературе Мария Ивановна Мухина и говорит: «Саша, я знаю, что ты собираешься поступать. Есть такая информация, что победитель областной олимпиады получит место в университете (тогда это институты ещё были, я поступал в институт, а закончил уже университет) - получит без экзаменов». И я такой: «О! Отлично, я выиграю Олимпиаду!» И дальше начинается весна, начинаются олимпиады, и я легко выигрываю, естественно, сначала школьную, потом районную, просто как нож в масло. И потом областная олимпиада.
Мы едем на областную олимпиаду, она проводится в школе №8, как сейчас помню. Нас поселили в какое-то общежитие страшное и странное и мы два дня там жили. И в этот момент у меня была мысль: «Да ну его нафиг, блин, поеду я обратно, ничего у меня не получится, все такие тут умные».
Начинается олимпиада, дают вопросы, вопросы не скажу, что простые. Я один за другим на вопросы отвечаю. Отвечаю, вроде как нормально. Вопрос, на котором я споткнулся – «стихотворение Цветаевой Блоку «Имя твоё – пять букв», почему?» Ну, очевидно же, да? Сейчас это просто, ну понятно же, почему. Но тогда я не знаком был со старой орфографией, и я не представлял, не понимал, почему в слове «Блок» пять букв. И я пропустил этот вопрос, я на него не ответил. Баллы, присуждались за каждый ответ. Следующий вопрос был: «Составьте оглавление хрестоматии по зарубежной литературе», и по одному баллу за каждое наименование. И я думаю: «Ребята, а в чём наколка?» И я накидываю три страницы, просто всё, что я прочитал по зарубежной литературе - три страницы названий. Ну, думаю, ладно, наверняка есть люди, которые больше меня знают, больше меня читали. Было первые три места без экзаменов. Думаю, что какое-нибудь, может быть, третье место я займу. И я сдаю работу. Был ещё один парень, младше меня, где-то на год или два, он тоже сдаёт свою работу (он ничего не выиграл), и мы с ним идём гулять по Вологде. Погуляли, потом возвращаемся в эту школу, где должны вывесить на доске результаты олимпиады.
*Продолжение следует.
Наша мастерская - учебное заведение с 300-летней историей, начавшейся 12 лет назад.
С вами все в порядке! Удачи и вдохновения!