Найти тему
КиноНытик

Как Гайдай обошел Быкова, сняв фильм «Инкогнито из Петербурга»

В СССР есть удачная экранизация бессмертного произведения Николая Гоголя «Ревизор» 1952 года. Этот фильм снял Владимир Петров. Конечно, сегодняшнему зрителю это имя мало что скажет, а тогда он был на вершине мастерства. И его «Ревизор» считался классическим образцом.

С середины 1960-х годов за право снять нового «Ревизора» бился опытный актер и режиссер Ролан Быков, его заявку поставили в план на киностудии «Мосфильм», там она простояла пять лет, а потом право экранизировать произведение отдали Леониду Гайдаю. Быков сильно обиделся. Он очень любил произведения Гоголя, а в фильме «Шинель» даже сыграл главную роль.

-2

Итак, в середине 1970-х Леонид Гайдай приступает к работе над фильмом «Инкогнито из Петербурга». Дело ответственное, ведь сюжет давно знаком зрителю, да и примеры удачных экранизаций есть. Почему фильм отдали именно ему. Дело в том, что Быков снимал в разных жанрах, поэтому в каждом конкретном случае предсказать результат было сложно, а Леонид Иович был режиссером более предсказуемым.

Гайдай решил не следовать строго книге, нет в начале фильма привычного «пренеприятного известия», а есть крысы, которые снятся городничему и голодный Хлестаков, который наблюдает за кошками и собаками, которые что-то едят.

-3

Режиссеру удалось вписать в фильм привычную для него эксцентрику, хотя, согласитесь, с классиком Гоголем такая штука могла не прокатить. У Гайдая же его «фирменные примочки» смотря вполне уместно и даже концептуально.

Здесь даже есть привычная для финала фильмов Леонида Гайдая погоня, хотя и не большая, но веселая, когда толпа гонится за Бобчинским и Добчинским.

Хорош и сам финал, где Гайдай оказался оригинален вровень литературному первоисточнику: узнав, что прибыл настоящий ревизор, чиновники проверяют, сколько денег у них осталось, потому что придется «порадовать» ими и нового гостя.

-4

Фильм прошел непростую цензуру и был сильно исправлен настоящими чиновниками. Часть сцен просто вырезали при окончательном монтаже, почти все остроты режиссера зритель так и не увидел. Например, где дети встречают Хлестакова с цветами.

Чиновникам в принципе не хотелось, чтобы такого рода фильм стал громкой премьерой, поэтому в Доме кино премьеру провести не дали, сократив количество копий для кинотеатров страны.

Позже критики скажут, что именно с этого фильма начался спад зрительского интереса к фильмам Леонида Гайдая. По цифрам выходит именно так. Но фильм все равно хорош, и Гоголь здесь ощущается не меньше, чем Гайдай.

Подписаться на «КиноНытик»