Понять в чём истинная гениальность того или иного артиста не так то и просто. Может кому-то в своё время чудесным образом повезло с режиссёром, давшим возможность талантливому человеку полностью раскрыться в своём киногерое. Вот откажись сомневающийся Смоктуновский от роли Гамлета, и могло так случиться, что в нашем кино не появился бы реальный гений, коим титулом позже именовал себя и сам удивительный Иннокентий Михайлович. Да и снимающиеся с ним актёры никогда не сомневались в том, рядом с какой необыкновенной величиной они играют на одной сцене или съёмочной площадке. И как был поражён, тогда ещё впечатлительный Сергей Проханов, узнав что согласившийся сниматься в фильме "Гений" Смоктуновский будет изображать "некого авторитета", и заодно, зачем-то, метать ножик в главного героя.
Ещё одним исключительным талантом всегда считался прекрасный Евгений Евстигнеев. И это всё тем более удивительно, если взглянуть на детство и юность будущего гения. Жизнь на тогдашней окраине Горького под названием "Красная Этна" не обещала никаких роскошных дивидендов. Да и маленький Женя, начавший покуривать с 9-ти лет, никогда и не предполагал своей невероятной популярности в далёком будущем. Но волею обстоятельств этого разудалого барабанщика заприметил перед сеансом один человек, другой взял его в театральное училище, а третий, с упорством немолодого крота в засушливое лето, пробил ему первую роль в своём фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён". А ведь начальство упорно предлагало начинающему режиссёру взять на его место заслуженного и популярного Пуговкина. И только после его триумфа киносообщество осознало, что в нашем кино появился необыкновенно одарённый актёр. К тому же Евгений Александрович обладал замечательным характером, поэтому коллеги легко причислили его к стану великих, откуда он и не собирался спускаться пока были силы работать.
Но самым, самым одарённым артистом, конечно же, считается безупречный Николай Олимпиевич Гриценко. Одно его громкое отчество уже даёт представление об этом неординарном человеке, как о невероятно яркой личности. В наше время этот актёр основательно подзабыт, и судить о его творчестве можно лишь по не слишком известным фильмам, да и по волшебной роли Тартальи в искромётном спектакле театра им. Вахтангова "Принцесса Турандот". Даже несмотря на неважное качество записи, не заметить как здесь невероятно хорош Гриценко, просто не реально. Правда, его коллеги по театру всегда имели несколько амбивалентное мнение о Николае Олимпиевиче. Они естественно признавали его выдающийся актёрский талант, но в то же время весьма скромно упоминали интеллектуальные способности этого многогранного артиста.
Сравнивать трёх этих театральных колоссов совершенно бессмысленно. То, что они сотворили на сцене, осталось лишь в воспоминаниях их современников. Правда, в кино Смоктуновский блистательно справился с ролью Гамлета. Евстигнеев невероятно убедителен, как профессор Преображенский в изумительном фильме "Собачье сердце". Да и Гриценко прекрасно сыграл, уже не молодого, обманутого мужа в знаменитой картине Зархи, "Анна Каренина". Но то, что они были истинными гениями, никто не оспаривает и до сих пор. Видимо, понимают.