Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

В этот день о Довлатове говорил весь Петербург

Оглавление

Марк Серман — американский фотохудожник и писатель, друг Сергея Довлатова. В книге «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания» он описывает свои воспоминания о дружбе с писателем.

«Критики и литературоведы до сих пор продолжают спорить о Довлатове: "Великий? – Нет, не великий", "Главный? – Нет, не главный", "Самый? – Нет, не самый".

Фото из книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания»
Фото из книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания»

В сентябре 2016 года нам удалось увидеть силу любви к Довлатову со стороны читателей, и понять, что он – писатель народный, что, на мой взгляд, никак не ниже, чем "главный" и "великий".

Доказательством тому и был фестиваль Довлатова в Петербурге.

Ни город, ни правительство России в организации фестиваля участия почти не принимали. Праздник планировался и проводился под руководством Дома культуры Лурье – центром организации культурно-исторических событий Петербурга. Ядро ДКЛ во главе с Л. Я. Лурье состоит из ещё несколькиx в прошлом выпускников первой в Петербурге гимназии, которую основал, которой руководил и продолжает руководить Лев Яковлевич.

Продолжался фестиваль всего четыре дня, но при этом он был наполнен огромным количеством мероприятий, как их называли в мое время. В гостинице "Англетер" и в нескольких дополнительных «культурных точках» города проводились чтения Довлатова желающими из публики. Когда я заглянул в зал Павловой "Англетера", где была моя выставка, посмотреть на то, как проходят чтения, то увидел, что он был битком набит людьми. Читала "Заповедник" девочка, как мне показалось, восьмиклассница.

В зале было как-то по-школьному то совсем тихо, то шумно – со смешками и хихиканьем, а когда я уже закрывал снаружи дверь, чтобы не мешать, зал просто взорвался смехом и аплодисментами на характеристике героя "Заповедника", которую Михаил Иванович дал Татьяне: "С Борькой живем хорошо. И насчет поведения, и вообще... В смысле ни белого, ни красного, ни пива... Не говоря уже про одеколон..."

В "Буквоеде" на Невском, напротив Гостиного, были устроены чтения Довлатова писателями, его современниками. Я видел, как рассказы читал, сидя в витрине магазина и лицом к улице, где собралась толпа слушателей, Валерий Попов. Попов это делал очень плохо, но по уважительной причине – он просто не мог удержаться от смеха во время чтения.

У нас была очень напряженнная программа с большим количеством интервью и выступлений, открытием выставок, на которых в числе приглашенных присутствовал и американский консул Томас Лири.

Фото из книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания»
Фото из книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания»

Все дни фестиваля в кинотеатре Стаса Елисеева при "Англетере" шли фильмы о Довлатове, в Фонтанном доме был устроен вечер воспоминаний с участием друзей и знакомых Сергея, в Александринке на новой сцене выступали писатели с обсуждением творчества Довлатова.

В программу торжества входили и театральные постановки на нескольких площадках одновременно, и парад фокстерьеров в честь воспетой автором Глаши, и народное гулянье во дворе дома Довлатова с концертами джазменов 80-х годов, квестами и аттракционами на тему рассказов Довлатова, и продажа книг.

Но гвоздем программы фестиваля было, конечно, открытие памятника.

Автор памятника – известный скульптор В.Б. Бухаев рассказал о том, как он познакомился с Довлатовым. Сергей, как известно из его биографии, работал младшим резчиком по камню на строительстве станции метро "Ломоносовская". В.Б. Бухаев вспоминал, как во время работы бригада скульпторов-резчиков собралась выпить, работали они на большой глубине, эскалаторы не действовали, а эскалаторы там длинные – и, конечно, за выпивкой послали самого молодого. Им оказался Сергей.

"Я не знал ничего про него тогда, – сказал Бухаев. – Но, помню, что прибежал он быстро – молодой, ноги длинные".

Не надо забывать, что за всеми этими торжествами была ещё и неявная, но всем известная сторона: самого Довлатова на празднике не было, и была жива память о его смерти 26 лет назад. Это для меня, и наверняка для многих других вносило грустную ноту во все эти праздничные мероприятия, почти как в прозе писателя, где неудержимый смех прорывается сквозь меланхолию и грусть».

Материал подготовлен по книге Марка Сермана «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания»

«Про Довлатова написано очень много, но мне, как ревностному ценителю его таланта и одному из его первых читателей, все написанное виделось слабым или недостаточным. Я то и дело порывался рассказать о любимом мною авторе то, что, как мне казалось, знаю и понимаю только я один. Мне не хотелось пересказывать биографию Довлатова, которая, на мой взгляд, просто громадный перечень всего, мешавшего ему жить и печататься. Для меня было важнее написать о силе воздействия его прозы на читателя, которую я испытал на самом себе».

Марк Серман

Издание подготовлено к 80-летнему юбилею Сергея Довлатова.

Прочитать отрывок или купить книгу «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания» (16+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000iw1

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

«Дети "дядю Сережу" обожали». Каким был Довлатов в жизни?

Парадоксальная цитата С. Довлатова о браке и разводе

«Когда о сокровенном пишут гимны, похоже, наживают капитал». Мудрое стихотворение Э.Рязанова

Этого в СССР было не достать: как мы ходили к фарцовщику