Группа друзей летит на отдых в Турцию. В компании есть Полина. Она единственная, кто посетит эту страну впервые. После заселения в отель приятели идут на ужин. Все привычно расходятся выбирать яства шведского стола, а Полину охватывает ужас. Чорба, мезе, пиде, кумпир, кефте — ее пугают как названия, так и вид незнакомых блюд. Завидев в углу стойку с пиццей, Полина с облегчением и радостью несется к ней и на протяжении следующих нескольких дней питается только ей. Девушка попалась в ментальную ловушку, которая называется «эффект знакомства с объектом». Разбираемся, что это такое и как это может портить жизнь.
Повседневная склонность
Термином «эффект знакомства с объектом» психологи описывают склонность людей отдавать чему-то или кому-то предпочтение на основании большей узнаваемости. Именно поэтому феномен еще называют «принципом знакомства». Он может встречаться в повседневной жизни, что подтверждает история Полины.
Патриоты-инвесторы
Эффект знакомства с объектом характерен и для профессиональной среды. Например, проведенное американским экономистом Гуром Хуберманом исследование выявило, что трейдеры на бирже чаще всего инвестировали в знакомые компании, хотя это не было ни наиболее прибыльной, ни наименее рискованной стратегией. Ученый отмечал, что во многом из-за этого эффекта в подавляющем большинстве трейдеры вкладываются в акции отечественных компаний. Гур Хуберман писал: «Феномен проявляется в общем ощущении комфорта от известного и дискомфорта, неприязни и страха от незнакомого, отдаленного».
Чем плох эффект знакомства с объектом
Если эффект распространяется на часть общества, то последствия могут быть печальными. Компания, которая держится за старую бизнес-модель просто из-за того, что топ-менеджерам она хорошо известна, может пропустить момент, когда необходимо начинать модернизацию. В итоге она проиграет конкурентам с более свежими решениями. Академические структуры, которые не приемлют новые, нестандартные подходы к исследованиям, обречены на старение и провал.
Повтори — запомнят
Эта ментальная ловушка может способствовать формированию социальных норм и стереотипов. Согласно феномену, мы скорее поддадимся идеям, о которых постоянно слышим. Поэтому политики так часто любят повторять собственные слоганы. Фраза «make America great again» твердо отложилась в умах большинства американских избирателей, которые вспомнили о ней в самый нужный момент: на избирательных участках в 2016 году.
Иди вари борщи
Повторяющиеся идеи могут иметь негативный эффект. Как, например, гендерные стереотипы, который возникают на почве того, что женщин в масс-медиа часто показывают «хранительницами очага» и «домохозяйками». Соответственно, если девушка думала о карьере или запуске своего бизнеса, в ее голове включался эффект знакомства с объектом, который подтачивал ее уверенность в своем решении. Внутренний голос говорил ей: «Зачем тебе это? Так никто не делает, лучше иди по известной дороге и срочно учись варить борщи».
Единого решения по борьбе с эффектом знакомства с объектом не существует, поскольку он проявляется крайне незаметно, в глубинах нашего подсознания. Знать про феномен и не бояться пробовать новое, особенно если оно обещает много положительного, более чем достаточно.
Автор: Семен Бакширов
Читайте также:
Если доделывать все до конца, то ваша жизнь станет счастливее. Рассказываем, почему
Почему мы лучше относимся к тем, кто похож на нас
Ученые выяснили, как связаны счастье и уровень IQ