«Чем дальше уходит прошлое, тем выпуклее вырисовываются в памяти многие события, тем легче становится правильнее понять их значение».
(С.М. Прокудин-Горский)
В самом начале 1905 года, когда революционные события уже становились грозной реальностью, в Петербурге, в актовом зале Императорского Русского Технического общества происходило поистине волшебное действо: на светящемся экране зрители могли видеть цветные изображения Крымских пейзажей, гор Дагестана, монастырей и храмов России, портреты известных граждан. Показ каждого изображения вызывал бурю аплодисментов. Спустя несколько дней сеанс повторили в Политехническом музее в Москве, вызвав не меньший восторг публики. Автор фотографий тогда же записал: «мысль о применении моих снимков для ознакомления с нашей огромной и крайне разнообразной родиной окончательно укрепилась в моей голове».
Этим замечательным мастером был Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) – пионер российской цветной фотографии, ученик Дмитрия Менделеева, создатель уникальной «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Даже сегодня, когда обилие совершенной фототехники уже никого не удивляет, его снимки начала ХХ века просто поражают яркостью цвета, четкостью и свежестью – неискушенные фотолюбители до сих пор убеждены, что фотографии Прокудина-Горского всего лишь раскрашивание и умелая реставрация «под современность».
Каждый из снимков фотохудожника каким-то немыслимым образом передает движение жизни при полном отсутствие позирования ¬– все мы помним старинные студийные семейные фотографии, на которых явственно прослеживается напряжение старательно позирующих людей. У Прокудина-Горского имелся собственный секрет: ему удалось сократить время выдержки до 1-3 секунд вместо применяемых повсеместно пятнадцати. Поэтому и люди, и проплывающие облака (попробуйте снять небо на длинной выдержке) на его снимках столь реалистичны и естественны.
Самое главное – откуда же взялась такая совершенная цветопередача? Метод ученого базировался на разделении цветов: он снимал каждый объект три раза через три фильтра: зеленый, синий и красный; а изображения воспроизводились через трехсекционный диапроектор с такими же фильтрами. При одновременном проецировании на экран как раз и получались восхищавшие всех полноцветные изображения.
Прокудин-Горский вовсе не собирался заниматься «искусством ради искусства», он преследовал совершенно иные цели. Просветительство в самом высоком смысле этого слова – «дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, — знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, — народности и т.д. Знание своей родины — это первая задача каждого живущего в государстве человека». «Родиноведение» ¬- этот термин тоже принадлежит талантливому русскому фотографу, страстно желающему, чтобы такой предмет появился в рамках преподавания в каждой российской школе и гимназии.
Для осуществления своей мечты Сергей Михайлович поставил перед собой грандиозную задачу – создать фотолетопись огромной России, показать развитие культуры и запечатлеть память истории. Необычный проект нашел понимание и у императора Николая II: «летописцу» выделили специально оборудованный железнодорожный вагон для многомесячных поездок по стране, а также пароход и даже моторную лодку. Несколько тысяч пластин отснял Прокудин-Горский во время путешествия по многим уголкам России, побывав на Волге, Урале, в Самарканде и Соловецких островах.
До самой Октябрьской революции печатались цветные фотографии Прокудина-Горского, расходились в массы на видовых открытках, в книгах и брошюрах. В 1916 году вышел и так долго вынашиваемый учебник «Родиноведение» с цветными иллюстрациями уже знаменитого на всю Россию фотохудожника. В предисловии к учебнику указали, что цель его ¬– воспитание родинолюбия у младших школьников. Всего один учебный год преподавали предмет, затем он был предан забвению. Сегодня офисная программа Word слова «родиноведение» и «родинолюбие» подчеркивает как несуществующие в русском языке…
В 1918 году Прокудин-Горский навсегда покинул Россию, окончив свои дни в оккупированном фашистами Париже. На родине, которую он так любил, мастера быстро забыли. Спустя несколько лет после его смерти родственники продали коллекцию из 1600 фотопластин в Библиотеку Конгресса США за … 5000 долларов.
В 2001 году старейшая национальная библиотека Соединенных Штатов преподала всем нам прекрасный и запоминающийся урок родиноведения, полностью выложив коллекцию снимков Сергея Михайловича Прокудина -Горского в свободный доступ для пользователей интернета всего мира.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!