Найти в Дзене
Soundscapes Of Darkness

Post-Black Metal – Характеристики неверно истолкованного стиля

На начальном этапе своего развития блэк-метал являлся одним из наиболее консервативных музыкальных направлений. Иронично, что в результате он оказался одним из наиболее пластичных, в то время как сформировался стереотип о сохранении консервативности. Сегодня какие только ответвления блэка не находятся, от атмосферик- и фолк-блэка до депрессив- и индастриал-блэка. В какой нише относительно всего этого располагается пост-блэк-метал? Обо всём по порядку.

Зачастую слушателям при упоминании пост-блэк-метала приходят на ум такие исполнители, как Deafheaven, Alcest и подобные, стиль которых пребывает окрест атмосферик-/депрессив-блэка и шугейза/пост-рока. В данном случае интернет-поисковики не дадут соврать, они тут же предлагают ввести запрос «блэкгейз» и маячат упомянутыми выше исполнителями. Да, те формации подходят под определение пост-блэк-метала. Но каковы границы сего направления?

Стереотипное представление о пост-блэк-метале
Стереотипное представление о пост-блэк-метале

«Vertigo» в исполнении Deafheaven

Изначально предполагалось, что пост-блэк-метал должен иметь такое же отношение к блэк-металу, что пост-индастриал к индастриалу, пост-панк к панку и т.д. Приставка «пост-» подразумевает эволюцию музыкального направления - сохранение базиса, но с использованием приёмов, не характерных для классического образца. Таким образом, под пост-блэк-металом должна пониматься когорта производных по отношению к блэк-металу стилей, а не какой-либо конкретный образец происходящего из блэка звучания. «Пост-блэк-метал» - понятие собирательное.

Термин «пост-блэк-метал» был популяризован в начале 2000-х, когда его применяли по отношению к альбому Mayhem «Grand Declaration of War» (2000). Сей альбом вызвал большой резонанс, потому что Mayhem изначально являлись одной из фундаментальных групп для блэка, а на «Grand Declaration of War» продемонстрировали откровенно экспериментальное звучание. Стилистически «Grand Declaration of War» относится к индастриал-блэк-металу. Тем не менее, это был уже далеко не первый эксперимент на чернушных просторах, не первое проявление эволюции стиля.

Mayhem периода 1994-2004
Mayhem периода 1994-2004

«Crystalized Pain in Deconstruction» с «Grand Declaration of War»

Хорошо известно, что блэк-метал начал ветвиться ещё в середине 90-х. Тогда стали появляться такие направления, как авангард-, атмосферик-, депрессив-, индастриал-, прогрессив-, симфоник-блэк-метал и другие. Фактически они все являлись производными блэка, так как они основывались на традиционном звучании, но в то же время заметно отличались от того. Но термин «пост-блэк-метал» не прижился в качестве собирательного определения для всех подстилей. Некоторые журналисты и слушатели использовали его для описания лишь откровенно экспериментальных работ, типа Mayhem «Grand Declaration of War».

В середине 2000-х появились первые образцы скрещивания атмосферик-/депрессив-блэк-метала с шугейзом/пост-роком. Тогда данное звучание было популяризовано французами Alcest. Оно заполучило отдельное название - «блэкгейз». Однако многие стали упорно отождествлять его с пост-блэк-металом, только подразумевая не факт его принадлежности к когорте производных по отношению к блэку стилей, а подразумевая наличие у сего звучания элементов пост-рока. Это был первый шаг к неверному толкованию определения пост-блэк-метала. Второй шаг был спровоцирован популярностью американской блэкгейз группы Deafheaven, которую многие называли пост-блэк-металом по аналогии с Alcest.

Alcest
Alcest

«Ecailles de lune, Pt. 1» в исполнении Alcest

По несправедливому стечению обстоятельств пост-блэк-метал стал ассоциироваться рядом слушателей исключительно с блэкгейзом, с эстетикой и настроением блэкгейза. В то время абсолютно правильно будет назвать пост-блэк-металом творчество такой известной формации, как Deathspell Omega, так как её звучание начиная с середины 2000-х лишь отталкивается от блэка и заимствует немало элементов техникал-дэт-метала образца Gorguts. Подобный стиль с лёгкостью попадает под определение пост-блэк-метала наряду с блэкгейзом и другими не похожими на него направлениями. Все они так или иначе являются производными блэк-метала.

«Bread of Bitterness» в исполнении Deathspell Omega

Однако следует отметить, что определения многих подстилей дают вполне исчерпывающее представление о том, что они подразумевают. Пожалуй, именно это отодвигает на второй план необходимость использования собирательного термина. Иными словами, все прекрасно понимают, что такое прогрессив-блэк или депрессив-блэк, и нет необходимости лишний раз указывать на то, что данные направления являются производными блэк-метала. Нет необходимости называть, скажем, Enslaved и Silencer пост-блэк-металом. Для них существуют более исчерпывающие понятия прогрессив- и депрессив-блэка соответственно.

В то же время более оправдано применение термина «пост-блэк-метал» по отношению к уже упомянутым Deathspell Omega, стиль которых сложнее классифицировать - он ассоциируется многими журналистами и слушателями с прогрессивным и авангардным блэком, по большому счёту не являясь ни тем, ни другим. Схожие вещи можно сказать про многочисленных последователей Deathspell Omega, от Thantifaxath до формаций исландской сцены 2010-х. Подобную музыку либо ассоциируют с блэк-металом как таковым, не относя к какому-либо конкретному подстилю, либо причислят к авангардному блэку, что заведомо некорректно, ибо авангард подразумевает абсолютно новаторский подход.

Thantifaxath
Thantifaxath

«Panic Becomes Despair» в исполнении Thantifaxath

Таким образом, термин «пост-блэк-метал» был не понят многими слушателями, и его определение чудовищно искажено. Сегодняшнее представление о пост-блэк-метале настолько увязло в мисинтерпретации, что термин легче обходить стороной, нежели использовать по истинному назначению.

#black metal #post-black metal #метал (музыка) #рок #музыка #обзоры #extreme metal