Найти тему
Overtime.life

На старте возможностей

Оглавление

Ежедневные тренировки, отборочные этапы, высокая конкуренция и долгожданное чемпионство — то, что мы привыкли видеть в Большом спорте. А можно ли достичь результата, если занятия – по желанию? Без надрыва и боли – только, когда в радость, если тренируешься – играючи, а главная награда – отличное настроение. Оказалось, можно! И это личным примером доказали герои «Overtime.life» - малыши, которые раньше сверстников сделали первые шаги на спортивном поприще и уже смогли победить…себя вчерашнего. Мы не гарантируем, что эти дети взойдут на пьедестал Большого спорта, но на всякий случай – запомните их имена: подрастает достойная СпортСмена.

MotoBoy: в три года – у руля

-2

Мише Шишину из Екатеринбурга не было трех лет, когда он впервые ударил по газам байка. Это был небольшой мотоцикл с объемом двигателя 50 кубических сантиметров, с приставными колесами по бокам (как у детских велосипедов) и ограничителем скорости. Впрочем, даже такая техника может нагнать страху на детей куда старше Миши. Но у него рев мотора, кажется, только укрепил интерес к мотоспорту, с которым, рассказывает мама мальчика, ребенок связан буквально с пеленок.

-3

Джастина Шишина, мама Миши: «Для нас мотокросс – это вид спорта, который люблю я, который любит мой муж. Я люблю его, благодаря своему папе – он мастер спорта, неоднократный чемпион России, мой муж – тоже выполнил норматив мастера спорта и неоднократно становился лучшим в нашей стране. В общем, любовь к мотокроссу у нас – семейная. И, конечно, мы будем рады, если и наш ребенок тоже полюбит этот спорт. Но как адекватный родитель я, в первую очередь, следую желаниям ребенка. У меня большой страх – на него надавить, прогнуть, заставить. Чтобы этого не допустить, мы применяем мягкий подход в развитии сына: довольно часто всей семьей приезжаем на соревнования по мотокроссу поболеть за дедушку – в свои 65 он все еще действующий спортсмен, гоняет, занимает призовые места. Миша может наблюдать за соревнованиями вместе с папой по телевизору. Малыш, как и когда-то мы с мужем, растет в этой спортивной атмосфере, и, надо сказать, со временем ему стала интересна тема гонок. Например, Миша говорит, что хочет кубок, как у папы. Или, когда мы приезжаем на мотокросс, просит поиграть с ним в «награждение»: я объявляю, что победителем гонок стал Миша Шишин, а сын поднимается на самую высокую ступень пьедестала, машет ручками и кричит: «Урааа, Миша – Чемпион». Я ему аплодирую. И вот, когда мы заметили, что у ребенка появился реальный интерес к спорту, привели его в мотоклуб».

-4

Обычно в мотоспорт берут детей с пяти лет, но Миша стал исключением. Хотя, по словам мамы мальчика, при первом знакомстве с маленьким мотоциклом малыш немного растерялся. Когда все просили его сесть за руль, не понимал, зачем. Но позже сам проявил интерес к технике. Теперь осваивать ее малышу помогает папа, он же тренер автомотоклуба в Верхней Пышме – Николай Шишин. За довольно короткий срок – меньше полугода – наставник добился того, что юный гонщик не только привык к реву мотора под собой, но также научился уверенно рулить и управлять газом.

-5

Николай Шишин, чемпион России по мотокроссу, тренер спортивной школы по автомотокроссу в Верхней Пышме: «Для меня как для тренера главная задача – не спугнуть ребенка, привить ему любовь к технике и с к спорту. Трехлетние дети – довольно ранимые, уязвимые. Не каждый ребенок в этом возрасте готов видеть мотоцикл, слышать мотоцикл, чувствовать его под собой. Для кого-то это может быть ерундой. Для кого-то может обернуться стрессом, поэтому очень важно понять ребенка, познакомиться с ним и определить, готов ли он к такому экстриму.

В тренировках также важно учитывать бэкграунд ребенка: кто-то к трем годам уже гоняет на велосипеде, кто-то – на беговеле. Кто-то не гоняет ни на чем. А в мотокроссе очень важно умение держать баланс. Если ребенок умеет гонять на беговеле – это огромный плюс. Но, конечно, мотоцикл – это совсем другое, он, как минимум, в несколько раз тяжелее беговела. И сначала к нему крепятся боковые колеса, чтоб ребенок, даже тот, у кого все в порядке с координацией, не упал. То есть тренировки для таких малышей – это все равно больше про знакомство с техникой, про посвящение в эту тему – посидеть, посмотреть, покрутить ручку газа, позапускать мотоцикл, покататься в паре с наставником или с кем-то из родителей. Тут в приоритете, конечно, комфорт ребенка.

Что касается пользы…Мотокросс, конечно, помогает развить чувство баланса, координацию. Это главное. В дальнейшем, конечно, нужна и физическая подготовка. Но в целом, мотокросс – это больше про любовь к технике и воспитание волевых качеств».

Сегодня, по словам Николая Шишина, в мотокроссе наметилась позитивная тенденция. Если раньше считалось, что заниматься этим видом спорта могут только молодые парни, то сейчас не так: можно быть кем угодно, но если тебе нравятся мотоциклы, любишь гонять – приходи и тренируйся. Если ваш ребенок активный, бесстрашный, проявляет интерес к технике, резюмирует наставник, пусть приходит и пробует себя. Все подробности – здесь.

Карате-пацан

-6

Герою одноименного фильма - Дрэю Паркеру - было 10, когда он начал постигать боевое искусство под руководством мистера Хана – Джеки Чана. А герою нашей подборки – екатеринбуржцу Мирону Бабичеву – еще не исполнилось трех лет, когда он впервые вышел на татами киокушинкай. Правда, знакомство с «обществом высшей истины» (так дословно переводится «киокушинкай») у малыша произошло еще раньше – на зрительских трибунах во время соревнований.

-7

Екатерина Бабичева, мама Мирона: «Мы всей семьей в качестве болельщиков иногда ходили на соревнования по киокушинкай  карате, так что сын уже в полтора года знал боевой клич «КИЯ», осознавал, что его можно применять, только тренируясь на специальном оборудовании, когда, например, отрабатываешь удары. Со временем интерес к боевым искусствам у Мирона только креп, также появилось желание кого-то защищать. Сын, например, любит разыгрывать условный пожар, где он едет спасать людей. Чтобы поддержать увлечения ребенка, мы с мужем решили отдать его в спортивную секцию, именно на киокушинкай карате.   Считаем, что это закаляет нашего сына, развивает в нем самостоятельность, коммуникативные навыки, волевые качества. Кроме того, известно, что восточные боевые искусства во многом направлены и на духовное развитие, что нам как родителям очень откликается».

-8

На тренировки Мирон начал ходить этой осенью - пока дважды в неделю. Поскольку юный каратист слишком мал даже для самой младшей возрастной группы, то боевое искусство он постигает на индивидуальных занятиях. Его дебют, по словам наставника Максима Перепелкина, можно считать успешным: у ребенка появился интерес к спорту, радость и удовольствие от тренировок.

-9

Максим Перепелкин, КМС, тренер по киокушинкай карате: «Занятия с такими малышами, как Мирон, проходят с участием родителя. Так ребенок легче адаптируется к новой обстановке. И, когда видит, как мама или папа выполняет то или иное упражнение, берет пример с них – повторяет.

Для меня очень важно, чтобы детям нравилось посещать секцию, чтобы они получали удовольствие от тренировок. Поэтому все занятия с малышами проходят в игровой форме. Ребенок, сам того не сознавая, отрабатывает навыки, которые в дальнейшем поспособствуют его развитию как спортсмена.

Конечно, когда малыш три года, а то и меньше, как Мирону, никто не ждет от него выдающихся спортивных результатов. Я свою задачу как тренера вижу в том, чтобы научить ребенка слышать то, что говорит ему наставник, и выполнять это; развивать координацию движений, физических кондиций – от ходьбы до мелкой моторики. На занятиях я, в том числе, работаю над тем, чтобы повысить внимательность подопечного, приспособить его к будущему тренировочном процессу. При этом даже в столь юном возрасте с первых занятий у малыша укрепляются морально-волевые качества характера».

Согласно международным квалификационным нормативам, минимальный возраст для аттестации на ученические степени «кю» в карате Киокушинкай – 8 лет. При этом путь к мастерской степени Первого дана в среднем длится 10 лет, занимая тысячи часов интенсивной тренировки. По утверждению основателя «общества высшей истины» Масутацу Оямы, «гений созревает медленно». Мастер утверждает, что 1 000 дней занятий по системе Киокушинкай дают только «новичка» и лишь 10 000 дней тренировок создают условия для «проблеска тайны» в сознании мастера. Если кого-то из родителей заинтересовало, то подробнее можно узнать здесь.

BABY-экстрим

-10

Ребенок, который, под стать Флинстоунам, перебирает ножками, сидя  на беговеле, вряд ли сегодня кого-то удивит. А вот малыш, который балансирует, стоя на седушке этого самого беговела, - вполне! Подобные трюки Рома Березин из Екатеринбурга освоил, когда ему было три года. Решение отдать юного экстремала в секцию, рассказывает мама мальчика, пришло как-то само собой: главное – физические данные и желание – у ребенка к трем годам были!

-11

Екатерина Березина, мама Ромы: «Так получилось, что первое занятие у Ромки было индивидуальным. Оглядываясь назад, я понимаю, что это все же был плюс, потому что все прошло гладко, ребенок почти не смущался, что удивительно для детей его возраста. Сын внимательно слушал тренера, следовал его указаниям и ушел домой страшно довольный.

Так, мы начали ходить на тренировки регулярно, правда, всего один раз в неделю. Теоретически, это, конечно, мало. Практически, если ходить без пропусков и дорабатывать дома, - достаточно. Не было ни разу, чтобы Ромка не хотел на тренировку, всегда бежал с удовольствием.

За 2,5 года у сына ушел «X» и ножки стали заметно прямее, то есть мышечный каркас нарос и подровнял то, что было не в норме. Конечно же, беговел дал моему сыну отличное чувство баланса. Когда Ромка в четыре с половиной года взял в руки велосипед, ребенок просто сел на него и поехал. Одновременно крутить педали, держать равновесие и смотреть, куда едешь, было для сына несложно. Ведь по факту, новыми были только педали, все остальное Ромка уже умел».

-12

Летом занятия в секции проходят в парке, зимой – в просторном помещении. Помимо тренировок, юные спортсмены участвуют и в соревнованиях, гоняя друг с другом. Это, по мнению родителей, положительно влияет и на психологическое развитие ребенка, причем даже через не очень удачный опыт, как у Ромы, который финишировал на дебютном заезде последним. По словам мамы мальчика, слез у юного гонщика было - море, он не мог успокоиться часа три, хотя родители не требовали от малыша победу и вообще никак на нее не настраивали. Однако, несмотря на поражение, Рома не перестал ходить на тренировки и меньше любить этот спорт. Скорее – напротив.

-13

Валерия Монакова, руководитель и главный тренер школы беговела и велосипеда «Высший пилотаж»: «Для меня главное в работе - это дети, которым по-настоящему нравится то, что они делают. Мне важно помогать им в начинаниях и видеть их радость от самостоятельных успехов. Я знаю, что даже если в конкретный момент ребенок не повторяет за мной, он все равно видит и слышит меня и обязательно удивит всех своей «умелкой» в нужный ему момент.

За один час мы успеваем уделить внимание и ловкости, и силе, и гибкости, и выносливости, и быстроте - бегая, катаясь и играя. Особо подчеркну, что для занятий, как, впрочем, и для обычного катания, очень важна защита: шлем, вело-перчатки, наколенники и налокотники. Их ношение в нашей школе обязательно, это - залог безопасности.

Нередко бывает так, что малыш именно в нашей школе впервые знакомится с тренировочным процессом, наставником, дисциплиной. Мы стремимся научить ребёнка уверенно кататься на беговеле, управляя скоростью и направлением движения. Уметь отлично держать баланс в любой ситуации — когда едешь, держась одной рукой, когда толкаешься одной ногой или выполняешь трюк.  Быть независимым от родителя: уметь справляться со своим транспортом самостоятельно. Для этого мы держим внимание ребенка, увлекаем "сложными" для него заданиями, адаптируем мышцы к нагрузке. Конечно, на занятиях дети много катаются, проходят всевозможные полосы препятствий, играют с предметами — и сидя на беговеле, и без него. А ещё бегают, прыгают и ползают – для общего физического развития и отличного настроения».

После беговела Рома пересел на велосипед, и теперь гоняет и выполняет трюки исключительно на нем. После первого неудачного опыта в состязаниях и перерыва в год, мальчик снова выходит на старт. Но сейчас, по словам мамы, сын более собран, сам настраивается на победу и в случае, если остается без призового места, стойко воспринимает свой результат. С велосипедом мальчик не расстается и продолжает ходить на тренировки, как говорят родители Ромы,  свой скромный один раз в неделю. Хотите так же или больше? Подробности – тут.

Кувырок ВПЕРЕД!

-14

Это сейчас у шестилетнего Тимура Гарафутдинова - четко выстроенный график тренировок, медали с различных состязаний – награды не раз мальчику вручал олимпийский чемпион Давид Белявский; есть дисциплина, стремление и воля к преодолению трудностей! При этом кто-то скажет, что юный гимнаст только в начале пути и будет прав. Но, оглядываясь назад, понимаешь, какой значительный путь проделал малыш - четыре года назад в свои два с небольшим года Тимур впервые переступил порог гимнастического зала…за руку с мамой.

-15

Алена Бродовских, мама Тимура: «Честно говоря, про спортивную гимнастику подумали в последнюю очередь – до этого хотели отдать на футбол, потому что Тимур рос очень подвижным малышом, любил бегать, прыгать, и ноги у него были явно сильнее, чем руки. Но так случилось, что мы опоздали с подачей заявки и не попали в набор. Начали искать альтернативу и так оказались в «Академии гимнастики». Записались в группу «Мама и малыш», попали к замечательному тренеру. Тимур был в восторге от нее, старался делать все, чтобы наставница его похвалила.

Наши занятия проходили в игровой форме. Таким образом дети даже не понимали, что это какая-то спортивная тренировка, для них все происходящее было как игра или сказка. Даже мне, взрослому человеку, было интересно, сама ждала занятий, как ребенок, что уж говорить про сына.

Мы ходили в «Академию» два раза в неделю: по понедельникам и пятницам. В промежутке Тимур каждый день спрашивал: «Когда уже пойдем на гимнастику?» Иногда аж замучить мог этими вопросами, причем не только меня, но и воспитателя в детском саду.

Результат таких игр-тренировок не заставил себя долго ждать: примерно через полгода я заметила, что мой ребенок не просто перешагивает кубики, а перепрыгивает сразу двумя ножками. «Уголки» на шведской стенке стал делать не пять, а десять раз, попробовал кувыркаться с помощью тренера – первый раз получилось неидеально, но уже что-то».

-16

К трем годам Тимур сел на шпагат и встал на мостик. Спортивное мастерство росло, и мальчика перевели в группу постарше, где гимнасты занимаются уже без родителей. Нагрузка увеличилась, однако юный спортсмен не пасовал перед трудностями: тренировки были его осознанным выбором. По словам мамы мальчика, она не настаивала на том, чтобы сын посещал секцию, он в любой момент мог сказать «всё, больше не хочу» и его бы перестали водить в «Академию…». Но Тимур выбрал путь чемпиона.

-17

Юлия Новикова, мастер спорта по спортивной гимнастике, тренер «Академии гимнастики»: «Тренировка формата «мама+малыш», конечно же, отличается от самостоятельных тренировок с 3-х лет. Занятие с ребенком и его родителем длится 45 минут, но оно очень насыщенное и разнообразное. Чтобы это время проходило максимально продуктивно, тренер строит рабочий процесс так, чтобы заинтересовать малыша, постоянно переключая столь кратковременное внимание крохи (возрастная особенность)  на новые и новые упражнения. Занятия включают в себя зарядку с использованием стихотворения или песенки, пальчиковые игры, развитие мелкой и крупной моторики, логики, мышления. Упражнения выполняются тоже очень разнообразно: по кругу, с использованием различного спортивного инвентаря. Ребята проходят «полосы препятствий», мини-эстафеты. Благодаря таким тренировкам даже у самых маленьких развиваются такие качества, как координация, гибкость, выносливость. Мы совершенствуем вестибулярный аппарат, тренируем чувство равновесия, ловкость, гибкость, укрепляем мышечный каркас.

Впрочем, для меня как для тренера задача номер один – привить любовь к спорту! Но и остальное не стоит отодвигать на второй план. Мы не забываем о том, что гимнастика – это все же вид спорта. А значит, важна дисциплина, несмотря на возраст! Мы стараемся донести даже до самых маленьких, что зал – это не игровая комната, что тренер – авторитет, что гимнастика – это труд. Также передо мной стоит задача приучить ребёнка к систематическим тренировкам, к систематической нагрузке, к ответственности, к работе в команде и самостоятельно.

Результат  тренировок с года до трёх лет виден не только родителям и детям, но и хирурги-ортопеды отмечают положительную динамику, причём в короткие сроки!

Улыбка малыша, желание тренироваться и возвращаться в зал вновь и вновь-это и есть «победа» для тренера малыша!»

Сейчас Тимур тренируется в профгруппе, где дети уже ездят на соревнования и получают первые спортивные разряды. По словам мамы мальчика, конечно, бывают периоды, когда сын устает, но даже в такие моменты сам собирается на тренировку, потому что уже не представляет себя без гимнастики и любимых тренеров. Подробнее о них, а также о программах «Академии гимнастики» можно узнать тут.

Психология детского спорта: мнение эксперта

-18

Мария Колташева, психолог: «Сам по себе спорт вредить психо-эмоциональному развитию ребенка не может. С другой стороны, хотелось бы понять, что скрывается за фразой «занятие спортом». Взять, например, такую ситуацию: мама хочет вырастить из ребенка профессионального спортсмена, сделать из него чемпиона. А у малыша - совсем другие интересы, или неспортивный характер, или недостаточно  собственного желания, мотивации, которая, к слову, еще не созрела у детей дошкольного возрасте. Тогда занятия спортом могут вызывать такие же последствия, как в случае эмоционального насилия над ребенком. Если же мы говорим о тренировках, от которых малыш  получает удовольствие, бежит в секцию вприпрыжку, любит тренера, охотно общается с другими детками, то такой спорт полезен, и он, к слову, развивает не только физическую форму, но и эмоционально-волевую сферу. Ребенок учится сталкиваться с трудностями, преодолевать их, ставить себе задачи.

Также, отмечу, что полезен не только спорт организованный. Просто выйти во двор попинать с родителем мяч – тоже круто. Семейный досуг благотворно влияет на эмоциональный интеллект малыша посредством общения с родителями.

ЧТОБЫ СПОРТ НЕ НАВРЕДИЛ, важно, во-первых, учитывать психо-эмоциональный отклик ребенка. Если малыш без особого интереса или желания соглашается пойти в секцию или, более того, противиться «не хочу, не пойду, не буду», очень важно выяснить, что ребенку не нравится. Этот вопрос особенно актуален, если, например, ребенок начинал ходить в секцию, а потом вдруг резко перехотел. Здесь обязательно надо понять, что произошло. Это была смена тренера или программы или у ребенка какая-то неудача возникла? Может, он с чем-то не справился? Важно учитывать эти сигналы и поддерживать малыша. В случае, если у ребенка что-то не получилось и он расстроился, расскажите ему о спортсменах, которые многого добились, покажите, через что им пришлось пройти. Чтобы ребенок понимал, что если у него случилась неудача – это не повод бросать занятия, а повод – задуматься о том, что можно улучшить, что можно усилить.

Во-вторых, у детей могут болеть связки от растяжек, и в определенном возрасте (обычно после 6 лет) начинают болеть мышцы после нагрузок, а в 9-10 лет активно растут суставы и доставляют дискомфорт. Этот фактор может стать причиной тревоги у ребенка и нежелания идти заниматься. Тут важно просвещать его, говорить, что это нормально, что так бывает.

В-третьих, важно понимать родителям, что дети довольно быстро утомляются, поэтому им нужно качественное восстановление. Здоровый сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, и счастливые родители рядом, которые обеспечивают ему чувство безопасности.

В-четвертых, важно помнить про такой фактор, как сравнение. Сравнения ребенок переживает достаточно болезненно, даже если он не подает виду. Сравнений нужно избегать, причем как в негативном, так и в позитивном ключе. Важно внимание ребенка сосредоточить на том, что у него не получалось вчера, но уже сегодня выходит. И тогда мы говорим про «здоровое сравнение» себя самого с собой вчерашним. То есть важно показать малышу его прогресс».