Привет! Вы в блоге Ирины Титовой. Продолжаю изучать первый модуль курса “Развитие резервов организма”. Сегодня в теоретической части речь пойдет о стадиях стресса. Практическое задание помогает развитию навыков отслеживания стрессовой реакции.
Со времен Ганса Селье, канадского ученого и основоположника учения о стрессе, в процессе реакции на стрессовую ситуацию выделяют три стадии:
- стадию тревоги
- стадию сопротивления
- стадию истощения
Сначала, на стадии тревоги, организм меняет функционирование всех систем жизнеобеспечения на работу в экстремальном режиме. Происходит резкое выделение “гормонов стресса” – адреналина и норадреналина. Органы, клетки и ткани, задействованные в непосредственной реакции на ситуацию, получают дополнительные ресурсы. Организм мобилизуется, готовясь к защите – бегству или сопротивлению. Если стрессовая ситуация разрешается на этой стадии, то организм запускает процессы восстановления. Если же стресс продолжается, то наступает следующая стадия.
Вторая стадия – стадия сопротивления (по научному, резистентности). Для нее характерно то, что состояние тревоги, бывшее на первой стадии, меняется на состояние агрессивности или повышенной возбудимости. Мобилизованный организм ударно борется с проблемой. Если её удается устранить, то начинается процесс восстановления до дострессового состояния. А если не удаётся, то организму требуются дополнительные ресурсы, и тогда поддержание работы одних его систем происходит за счет других его систем. Проще говоря, одни системы усиливаются за счет ослабления других. В этот момент общая сопротивляемость организма падает, и для него наступает последняя стадия – истощение.
На третьей стадии организм продолжает сопротивляться, по-прежнему ценой деструкции собственных структур. Как следствие, активизируются хронические болезни и происходят расстройства. Заболевания, обострившиеся ранее, такие, например, как гастрит, колит или аллергия, проявляются с троекратной силой. Вместе с ними усиливаются приступы раздражения и гнева, возвращается чувство тревоги. Важный момент, который необходимо помнить: в третьей стадии стресса человек не в состоянии помочь себе самостоятельно, ему требуется участие специалиста.
Завершая теоретическую часть, хочу привести цифру, известную уже более 10 лет. Её называет врач-валеолог Ирина Борисова в статье “Жизнь без стресса” на портале Министерства здравоохранения Республики Беларусь: “По данным Всемирной организации здравоохранения, 65% всех болезней причинно связаны со стрессом”.
Проработка теории дает четкое понимание того, что чем раньше удается выйти из стрессового состояния, тем меньше вреда получит организм.
А практической частью темы является задание. Нужно вспомнить последнюю стрессовую ситуацию в своей жизни и ответить на вопросы: какой силы было стрессовое воздействие? какой была эмоциональная реакция на стресс? какие физические состояния отмечались?
Такой анализ своей реакции и оценка динамики процесса по стадиям положит начало выработке навыка распознавать индивидуальное развитие стресса.
На сегодня всё.
Подписывайтесь на мой блог и вы не пропустите следующую публикацию, в которой вас ждет практический виртуальный подарок.
Будьте здоровы!