Слово «бомбовозы», а не бомбардировщики, в заголовке статьи я использовал потому, что в 20-е годы ХХ века тяжелые бомбардировщики у нас называли именно бомбовозами.
И само это слово ассоциируется с чем-то большим, и довольно неуклюжим, как мне кажется.
А так как в статье, которую хочу предложить вашему вниманию, речь пойдет про английские тяжелые бомбардировщики 20-х и 30-х годов, то описание «большой» и «неуклюжий» просто как нельзя больше подходят к этим самолётам. Англичане оказались до предела консервативны в авиации. Хотя весь мир начала отказываться от бипланной схемы для тяжелых многомоторных самолетов ещё в 20-е годы, английские многомоторные бипланы-бомбардировщики летали ещё в 41-м году и тогда даже создавались новые проекты таких самолетов.
Предлагаю небольшой обзор английских бомбардировщиков межвоенного периода, то есть тех, что летали уже после Первой Мировой войны, но во Второй участия тоже не приняли.
Но для начала всё же про Первую Мировую.
Начало английской тяжелой бомбардировочной авиации положил самолет Handley Page Type H.P.11 созданный в 1915 году. Всего было произведено 46 машин. Скорость 140 км/час, и мог нести 813 кг бомбовой нагрузки.
Handley Page Type H.P.11 нёс довольно скромную, для тяжелого бомбардировщика) бомбовую нагрузку, всего 813 кг.
Английские аэропланы, которые англичане относили к классу тяжёлых бомбардировщиков, были сравнительно небольшие.
Бомбардировщик Blackburn RT.1 Kangaroo, созданный в 1917 году, был меньше размером и нес всего 420 кг бомб. Скорость 160 км/час.
Другой английский бомбардировщик также относившийся к классу тяжелых, создававшийся в 1918 году Bristol Braemar, выглядел довольно внушительно, но также имел небольшие размеры и нес 680 кг бомб. Впрочем, он так и остался в количестве двух единиц.
Основной тяжелый бомбардировщик английской авиации Handley Page Type H.P.12. С начала 1918 года выпустили более 400 машин. Скорость 160 км/час, экипаж 4 человек. вооружение 3-5 пулеметов, бомбовая нагрузка - 908 кг. Эти бомбардировщики могли сбрасывать 748-кг бомбы, самые тяжелые из применявшихся британцами в Первой Мировой войне. С вооружения самолеты Handley Page H.P.12 были сняты уже в 1919 году.
Для замены своего удачного бомбардировщика Type H.P.12 фирма Handley Page разрабатывала в 1918 году сверхтяжелый бомбардировщик Type V/1500 или Н.Р.15. Предполагалось, что бомбардировщики смогут нести 3360-фунтовую (1524-кг) бомбу.
Первые самолеты поступили в войска осенью 1918 года и два из них готовились к налету на Берлин, но, не успели — Германия капитулировала.
Было заказано 213 самолетов этого типа, но в связи с окончанием боевых действий количество заказов было уменьшено до 41.
Длина аэроплана 19 м, размах крыльев 38 м, четыре двигателя по 375 л.с. могли разогнать самолёт до 156 км/час. Потолок 3000 м, дальность полета свыше 2000 км. Экипаж от четырёх до семи человек, оборонительное вооружение четыре одинарных или спаренных пулеметных установки 7.7-мм пулеметов Lewis. Максимальная бомбовая нагрузка - 3300 кг, специально для этого бомбардировщика были изготовлены 747-кг бомбы.
Самолет не оставил особого следа в авиации, но его стоит упомянуть в единой линейке бомбардировщиков фирмы Handley Page.
Послевоенный тяжелый бомбардировщик Vickers FB.27 Vimy. Выпущено 200 аэропланов. Скорость 165 км/час, дальность полета 2300 км. Экипаж 3 человека, вооружение 3 пулемета. Максимальная бомбовая нагрузка - 1132 кг.
Стоит заметить, что самолёты, которые англичане относили к классу тяжелых бомбардировщиков, на фоне немецких бомбовозов фирм Zeppelin-Staaken и Siemens-Schukert не очень впечатляли своими размерами и возможностями.
После войны для британских ВВС стали разрабатываться и принимать на вооружение новые машины.
В 1922 году взлетел самолет Vickers Type 57 Virginia. С 1924 года этот бомбардировщик стал поступать в войска, где и оставался на вооружении до середины 30-х годов, в несколько модификациях: Type 96 Virginia Mk I, Type 76 Virginia Mk II, Type 79 Virginia Mk III, Type 99 Virginia Mk IV, Type 100 Virginia Mk V, Type 112 Virginia Mk VII, Type 115 Virginia Mk VIII, Type 128 Virginia Mk IX, и Type 139 Virginia Mk X, уже имевший цельнометаллическую конструкцию.
Бомбовоз Virginia имел два двигателя по 650 л.с., что позволяло ему развивать максимальную скорость до 180 км/час. Потолок 4500 м, дальность до 1500 км, экипаж из 4-х человек, три пулемета и мог нести до 1361 кг бомбовой нагрузки.
С 1925 года на вооружении бомбовозы Handley Page H.P.24 Hyderabad. Выпущено 44 машины. Скорость 175 км/час, дальность полета 800 км, потолок 4250 м, экипаж из 4-х человек, 3 пулемета и мог нести до 800 кг бомбовой нагрузки.
С 1929 году на вооружении цельнометаллические Handley Page Н.Р.36 Hinaidi Mk.II. Было выпущено 33 самолета. Скорость 196 км/час, дальность полета 1300 км, потолок 4420 м, экипаж из 4-х человек, 3 пулемета и мог нести до 657 кг бомбовой нагрузки.
Судя по бомбовой нагрузке, аэроплан вполне заслужил, чтобы его переклассифицировали из тяжелых в средние.
Как нетрудно заметить, практически единственными разработчиками самых тяжелых английских бомбардировщиков были фирмы Handley Page и Vickers.
Однако к концу 20-х годов их «монополия» чуть не прекратилась. Министерство Авиации Великобритании в 1927 году выпустило новую спецификацию B.19/27 на разработку тяжелого бомбардировщика, для замены устаревших бомбовозов Vickers Virginia и Handley Page Hyderabad.
Кроме Handley Page и Vickers, в конкурсе приняли участие фирмы Fairey, Avro, Bristol и Hawker, со своими проектами.
Первым был бомбардировщик фирмы Fairey Hendon Mk.I.
Как ни удивительно, для Великобритании, но это был моноплан. Характеристики его настолько превосходили все остальные предъявленные на конкурс «этажерки», что английские военные стали проводить всё новые испытания аэроплана, видимо, не веря глазам своим. Когда, через несколько лет, стало понятно, что Hendon Mk.I был действительно лучше, но ключевым словом уже оказалось «был», поскольку к тому времени бомбардировщик уже не соответствовал требованиям спецификации B.9/32. Позже появился более совершенный Hendon Mk II, который запустили в малую серию, но это уже другая история.
Фирма Vickers предложила сразу два самолета. Во-первых, это двухмоторный биплан Vickers Type 150 Vanox, впервые взлетевший в 1929 году. Type 150 имел два двигателя по 480 л.с., скорость 201 км/час, практическую дальность чуть менее 1500 км, практический потолок 7000 м, экипаж из 4-х человек, два 7.7-мм пулемета Lewis. Бомбовая нагрузка составляла до 1000 кг.
Во-вторых, был построен четырехмоторный биплан Vickers Type 163, впервые взлетевший в 1931 году. Type 163 имел четыре двигателя по 480 л.с. , скорость 258 км/час, практическую дальность 1850 км, практический потолок 7600 м, экипаж из 5 человек, два 7.7-мм пулемета Lewis. Бомбовая нагрузка составляла до 1361 кг.
Оба самолета фирмы Vickers военные отвергли, а вместе с ними и проекты Avro, Bristol и Hawker, представлявших собой двухмоторные бипланы с похожими на Vickers Type 150 характеристиками.
В 1932 году принят на вооружение бомбардировщик Handley Page H.P.50 Heyford. Построено 124 машины, официально они состояли на вооружении до 1939 года, но последние экземпляры летали в июле 1941 года. Скорость 229 км/час, экипаж из 4-х человек, 3 пулемета. Бомбовая нагрузка до 1588 кг.
Чуть позже после принятия спецификации B.19/27, появилась спецификация B.22/27 на ещё более тяжелые самолеты. По этой спецификации в 1931 году было предложено два проекта тяжёлых бомбардировщиков.
Это самолёт Boulton-Paul P.32, с экипажем из 4-х человек, 2 пулемета, до 1000 кг бомб.
Самолёт de Havilland D.H.72, с экипажем из 4-х человек, 2 пулемета и бомбовой нагрузкой до 1140 кг.
Однако, эти самолеты в серию не пошли.
Через некоторое время Министерство Авиации отказалось от программы создания более тяжелых бомбардировщиков по спецификации B.22/27, и самым тяжелым бомбардировщиком английской авиации стал Handley Page H.P.50 Heyford. Который, как видно из его характеристик, по меркам второй половины 30-х годов скорее относился к категории средних.
Даже этот краткий обзор английских тяжелых бомбардировщиков, показывает насколько англичане были консервативны. И к Второй Мировой подошли, имея на вооружении самолеты, которые и внешне, и по своим характеристикам, существенно не отличались от машин Первой Мировой.
Эта статья была ранее опубликована моём сайте.
Также рекомендую вам мою статью, про «бомбовозы» российские:
Большие самолеты большой империи
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».