Изучая Древний Китай, можно найти большое количество упоминаний обретения бессмертия. Кроме того, согласно археологическим раскопкам (например, неолитической стоянке Баньпо) даже у первых народностей, населявших территорию Китая, были развиты традиции погребального искусства.
Из этого мы могли бы сделать вывод, что и анимистические верования – то есть вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них – также были целостными.
Однако, это будет неправильно.
На самом деле, идея загробного мира была крайне туманной до появления в Китае даосизма.
Одним из первых упоминаний анимистических представлений является упоминание Древа мертвых, или Императорского древа, на чьих ветвях обитали души усопших царей. На самом верху располагалось центральное божество иньского* пантеона Шан-ди:
上 – shàng – верхний, наверху, вверх
帝 – dì – дух, божество, император.
Изначально иероглиф «帝», скорее всего, означал «жертвоприношение через сожжение», а уже потом стал названием божества, которому приносят жертву. Он даже чем-то напоминает пиктограмму, запечатлевшую воскурение благовоний, хоть и состоит из других графем. «帝», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических – таких как Шан-ди.
Первые упоминания о Шан-ди датируются 2-м тыс. до н. э.
В более позднюю иньскую эпоху вместо Древа появляются упоминания небесных чертогов Шан-ди, куда после смерти попадают цари и знать, становясь придворными Верховного Владыки. О посмертной жизни простых людей доступные нам источники умалчивают.
Если сейчас вы попробуете забить в поиске 上帝,то скорее всего наткнетесь на изображения Иисуса Христа, так как первые миссионеры, пытаясь объяснить китайцам основы христианства, пользовались знакомыми им понятиями и при переводе Библии называли Бога 上帝.
*Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.)