Найти тему
chinatownie

Представления о загробном мире в Древнем Китае

Изучая Древний Китай, можно найти большое количество упоминаний обретения бессмертия. Кроме того, согласно археологическим раскопкам (например, неолитической стоянке Баньпо) даже у первых народностей, населявших территорию Китая, были развиты традиции погребального искусства.

Неолитическая стоянка Баньпо - одна из наиболее ранних датированных археологических раскопок на территории современного Китая
Неолитическая стоянка Баньпо - одна из наиболее ранних датированных археологических раскопок на территории современного Китая

Из этого мы могли бы сделать вывод, что и анимистические верования – то есть вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них – также были целостными.

Однако, это будет неправильно.

На самом деле, идея загробного мира была крайне туманной до появления в Китае даосизма.

Одним из первых упоминаний анимистических представлений является упоминание Древа мертвых, или Императорского древа, на чьих ветвях обитали души усопших царей. На самом верху располагалось центральное божество иньского* пантеона Шан-ди:

上 – shàng – верхний, наверху, вверх

帝 – dì – дух, божество, император.

Изначально иероглиф «帝», скорее всего, означал «жертвоприношение через сожжение», а уже потом стал названием божества, которому приносят жертву. Он даже чем-то напоминает пиктограмму, запечатлевшую воскурение благовоний, хоть и состоит из других графем. «帝», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических – таких как Шан-ди.

Одна из древних вариаций написания иероглифа 帝
Одна из древних вариаций написания иероглифа 帝

Первые упоминания о Шан-ди датируются 2-м тыс. до н. э.

В более позднюю иньскую эпоху вместо Древа появляются упоминания небесных чертогов Шан-ди, куда после смерти попадают цари и знать, становясь придворными Верховного Владыки. О посмертной жизни простых людей доступные нам источники умалчивают.

Шан-ди: (источник: http://religion.historic.ru/news/item/f00/s06/n0000666/index.shtml)
Шан-ди: (источник: http://religion.historic.ru/news/item/f00/s06/n0000666/index.shtml)

Если сейчас вы попробуете забить в поиске 上帝,то скорее всего наткнетесь на изображения Иисуса Христа, так как первые миссионеры, пытаясь объяснить китайцам основы христианства, пользовались знакомыми им понятиями и при переводе Библии называли Бога 上帝.

*Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.)