Чжан Имоу – один из культовых кинорежиссеров Китая. Я с искренним удовольствием смотрю его фильмы – эмоциональные, надрывные, в которых основную мысль не нужно озвучивать: она как отдельный персонаж - постоянно в кадре.
Сегодня я хотела бы посоветовать вам обратить внимание на фильм «Герой». Представленный как легенда, не более чем художественный вымысел, фильм явно основан на реальном историческом периоде: конце эпохи Борющихся царств и воцарении первого китайского императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь (221-207 гг. до н.э.)).
Философский смысл фильм заключается в борьбе двух этических школ, которые сформировались в период раздробленности (в эпоху Борющихся царств), - легизма и конфуцианства. В то время лучшие умы Китая задавались следующими вопросами: «Как восстановить нормальное общественное устройство? Как объединить страну?».
Как решение проблемы, Конфуций сформулировал концепцию «благородного мужа» - человека, наделенного пятью добродетелями. В этой системе император выполняет роль отца по отношению к подданным, и, естественно, должен обладать всеми добродетелями, чтобы заявлять права на небесный мандат.
Однако Цинь Ши-хуанди, объединивший раздробленные царства, был далек от созданного Конфуцием идеала. В исторических произведениях он описывается как властный, тираничный правитель, чья жёсткость граничила с жестокостью. Кроме того, придя к власти, в качестве государственной идеологии Цинь Ши-хуанди выбрал легизм.
Основная идея школы легизма заключается в единстве всех перед Законом и Сыном Неба, что, по сути, приравнивает волю императора к закону и оправдывает любые его действия.
В фильме "Герой", как и в любой правильной сказке, добро побеждает зло, а конфуцианские ценности возносятся над легистскими.
Даже если вам кажется по-другому:)
Те, кто смотрел фильм, напишите в комментариях, как по-вашему, почему «Герой» закончился по-конфуциански правильно?