Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: TONY KAYE - End Of Innocence (2021)

Автор: Николай Чувиков

Тони Кайе - чрезвычайно важный для рок-музыки персонаж, который, как повелели ему обстоятельства, всю свою жизнь проработал где-то за кулисами мировой музыкальной сцены. Он начинал как клавишник в легендарной группе Yes, был изгнан оттуда за свой консерватизм, продолжал своё развитие вместе с Дэвидом Боуи, а также с такими коллективами как Badfinger, Badger и Detective. В итоге он снова оказался в Yes, и стал одним из идеологом коммерциализации группы - именно с его участием музыканты практически полностью отказались от прогрессивного рока и записали такие альбомы как "90125", "Big Generator", "Union" и "Talk". После этого Тони снова покинул Yes и занялся нерегулярной сессионной деятельностью а также участвовал в нескольких интересных арт-рок-начинаниях. Потом же случился теракт 11 Сентября 2001 года, который произвёл на культового клавишника неизгладимое впечатление. Уже тогда он задумал выпустить посвящённый этому событию альбом - свою первую сольную пластинку. Только вот работа над лонгплеем затянулась аж на двадцать лет, и вот теперь в нашем с вами 2021-ом мы сможем послушать результат его долгой, упорной и плодотворной работы.

Стоит сразу же уточнить, что "End Of Innocence" посвящён не только самому теракту 11 Сентября - он также рассказывает о всех тех мировых последствиях, которые он принёс. А ведь если задуматься, то таковых оказывается действительно много - ведь именно после падения башен World Trade Center на планете началась настоящая антитеррористическая истерия, вылившаяся в пристальный досмотр а аэропортах, на вокзалах, в метро и даже в общественных местах. Сейчас всё относительно улеглось и успокоилось, но я ещё помню времена, когда каждый мой приезд в аэропорт сопровождался раздеванием и чуть ли не стриптизом. И я уж не говорю про внезапное недоверие к мусульманским прослойкам населения, что в итоге вылилось в форменный расизм - я до сих пор наблюдаю в нашей стране предосудительное отношение чуть ли не ко всем людям, исповедующим ислам. Причём то же самое существует и в Европе, и в США. Так что это только на первый взгляд может показаться, что теракт 11 Сентября является исключительно американским делом - на самом же деле он оказал своё влияние на всех нас.

Так что нет ничего удивительного в том, что "End Of Innocence" пропитан целым спектром эмоций и переживаний и вполне может оказать эффект даже на тех слушателей, кто никогда не задумывался о последствиях теракта 11 Сентября. Стоит сразу уточнить, что альбом Тони отнюдь не является лёгким для восприятия и прослушивания - причём дело здесь даже не в том, что он может похвастаться сложными композиционными конструкциями, а в том, что он тяжек в плане эмоционального отклика. Это музыка, которую вряд ли можно слушать ради расслабления или развлечения - написанные Кайе песни предназначены для вдумчивого прослушивания и осмысления, причём не только музыки, но и её смысла. И я бы сказал, что лично меня этот момент достаточно сильно отторгает - 11 Сентября является слишком трагичной и мрачной темой, чтобы я мог получать от посвящённой этому событию музыки удовольствие. Более того, со времени теракта прошло всего двадцать лет и воспоминания о нём всё ещё живы в головах многих.

В любом случае можно сказать, что ради своего первого сольного альбома Тони выложился по-максимуму. Первая композиция для лонгплея была написана музыкантом ещё в том самом роковом 2001 году - "911 Overture" до сих пор звучит волнующе и чувственно, а в плане аранжировок напоминает мне о таком коллективе как Vangelis. "Battle Cry" звучит на удивление громко и тяжело, а "Tug of War" пробуждает в слушателе чувство паранойи и страха за свою жизнь.

На "Sweetest Dreams" Тони помогала его жена Дани Торчиа, которая не только написала для песни отчаянную лирику, но и помогла клавишнику с вокалом, или даже, лучше сказать, декламациями. В композиционном плане этот трек очевидно проседает на фоне остальных, но вот в плане эмоциональном он оказывается одним из самых действенных - в основном за счёт действительно талантливой работы Дани.

Однако достаточно важно понимать, что даже если я и выделил для вас определённые песни и композиции, на самом деле "End Of Innocence" фактически является цельным произведением, которое нужно слушать от начала и до конца. Отдельные номера вполне могут показаться вырванными из контекста и незавершёнными, и это тоже достаточно большой и заметный минус альбома. Наилучшие концептуальные альбомы работают как в своей общности, так и в качестве отдельных кусочков или, скажем так, глав. К примеру, известных любому ценителю интеллектуальной музыки "The Lamb Lies Down On Broadway" от группы Genesis содержит в себе целое множество индивидуальных хитов, которые роскошны сами по себе, но при целиковом прослушивании превращаются во что-то новое и ещё более впечатляющее. Тони Кайе же такого эффекта добиться не получилось.

В любом случае "End Of Innocence" оказывается интересной записью для ознакомления - даже не смотря на свою трагичную и депрессивную тему, отсутствие индивидуальных хитов и неровные композиционные решения. Это очень эмоциональная и впечатляющая работа, которая отражает весь внутренний мир музыканта и была записана скорее для самого себя, нежели для нас, слушателей. А ведь зачастую настоящие музыкальные бриллианты появляются именно из таких намерений...

#tony kaye #end of innocence #progressive rock #Англия