Найти в Дзене
Про Мой Район

Почему у вас в районе вряд ли появится свой Парк Горького

Оглавление

Почему в Москве нет «хороших» и «плохих» районов, что побуждает людей уехать с Патриков на окраину города и правда ли, что тихая периферия может быть безопаснее людного центра?

Руководителя Высшей школы урбанистики Кирилла Пузанова мы расспросили об особенностях спальных районов столицы, но вдобавок получили увлекательную лекцию о том, по каким правилам живут современные города и их окраины. Ниже – самые интересные выдержки из нашей беседы. А всю беседу целиком можно послушать по ссылке в конце статьи.

Нельзя просто взять и «размножить» центр Москвы, перенеся его на окраины

Исследования показывают, что нельзя посмотреть, как развивается центр Москвы, и полностью скопировать эту модель на окраинах города.

Вид на район Митино. Фото: пресс-служба управы района
Вид на район Митино. Фото: пресс-служба управы района

Каждый уголок города живет по своему принципу, и надо понимать, что создать в окраинных районах равнозначную конкуренцию тем услугам, которые люди получают в центре, невозможно. Помните, как взбудоражилась общественность, когда только-только открыли обновленный Парк Горького? Все окраинные районы сразу начали думать, а как же им у себя создать свой «собственный Парк Горького». Но на деле это нереально, потому что сам по себе этот парк получился таким, какой он есть, потому что он находится в центре. Сюда проще и быстрее добраться, и поэтому сюда съезжаются со всей Москвы.

В окраинных районах мы можем создать другие хорошие парки, ничем не уступающие Парку Горького. Но они будут играть несколько иную роль и предназначаться, скорее, для местных жителей. Просто в силу своего экономико-географического положения в городе.

Иногда у некоторых складывается ощущение, что для полноценного и комфортного существования нам в районе нужен «минимальный набор» услуг: один парк, один магазин, одна школа. В большинстве районов этот набор и так есть. Вопрос лишь в том, а захотят ли жители им пользоваться. В конце концов, парки паркам рознь. Магазины магазинам – тоже рознь. Школу для своего ребенка родители выбирают не по географической близости к дому, а по качеству образования, которое она может дать. Вот почему ценность любой городской среды состоит в ее разнообразии. Нельзя иметь одну суперкачественную услугу на весь город. Развивая окраины, мы даем жителям возможность выбирать из разных альтернатив и тем самым делаем их жизнь лучше.

На окраинах безопаснее?

Город от села или деревни отличают два важных элемента: это разнообразие (о нем говорили выше) и анонимность. Анонимность предполагает, что вы не можете знать абсолютно каждого жителя Москвы в лицо и по имени. При этом в пространстве города анонимность всегда неоднородна. В центре, куда вы приезжаете по делам, вы игнорируете многие сигналы: вы одновременно видите и не видите проходящих мимо людей. А вот в окраинных районах с сильной собственной идентичностью, как правило, люди более внимательно присматриваются друг к другу.

Согласитесь, все-таки в своем районе вы кого-то да знаете. Иногда некоторые жители даже по походке или поведению могут отличить «своего» от «чужого».
Парк «Филатов луг» в поселении Московский. Фото: АГН «Москва»
Парк «Филатов луг» в поселении Московский. Фото: АГН «Москва»

Американский урбанист Джейн Джекобс в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» вспоминала, как люди в ее квартале так заботились о спокойствии и безопасности на своей родной улице, что не стеснялись вмешиваться в частную жизнь незнакомцев. В один из дней местные жители и предприниматели, чьи магазинчики выходили на эту улицу, заметили, как на тротуаре взрослый мужчина выясняет отношения с маленькой девочкой и настойчиво уговаривает ее пойти с ним. В течение нескольких минут жители квартала не сводили глаз с разворачивавшейся драмы, ясно давая понять мужчине, что если он планирует похитить ребенка, то его план точно провалится. Завершился этот импровизированный общественный контроль только тогда, когда выяснилось, что мужчина и девочка – это отец и дочь.

Своим студентам на лекциях я часто объясняю, что мой родной район – это то место, где я всегда подниму с земли чужой бычок и выкину его в урну. Это та территория, за которую я несу ответственность – прежде всего, перед самим собой.

Почему некоторые районы столицы никак не избавятся от репутации «плохих»

Образ любого района состоит из минимум двух частей: внутреннего стереотипа (что думают о нем его же жители) и внешнего (что о районе думают все остальные). Рано или поздно эти стереотипы могут измениться, но, чтобы пошатнуть внешний, понадобится больше времени.

Я в свое время проводил исследование вместе со студентами РАНХиГС, где мы изучали внешние и внутренние стереотипы вокруг района Южное Бутово. Местные жители безумно обижались на любые социологические опросы по этой теме. Говорили: «Как же вы нас достали! Наш район ничуть не хуже других!». При этом сами иногда добавляли, что негативный стереотип, связанный с бутовчанами, сложился не из-за них, а из-за соседнего Северного Бутова!

Ландшафтный парк «Южное Бутово». Фото: ДКР г. Москвы
Ландшафтный парк «Южное Бутово». Фото: ДКР г. Москвы

Как зарождается дурная слава о том или ином районе, сказать сложно. Иногда негативные образы создают и поддерживают СМИ. Другое дело, что, если уж этот неприятный стереотип создался, то его нужно постепенно размывать. Одно из возможных решений – это проводить городские экскурсии по подобным районам и развеивать мифы, связанные с ними (читайте также: Как живет Капотня: мифы и правда).

Вместе с районом мы выбираем стиль жизни

За границей сейчас наблюдается интересный тренд. Там жители «голосуют ногами»: они выбирают тот район, который лучше всего соответствует их образу жизни. Такое место, откуда легко добираться до работы, где можно провести интересный досуг, где живет приятное сообщество людей. Мы же, к сожалению, очень часто выбираем район по принципу «Где мне хватит денег на квартиру, там и буду жить». Впрочем, сейчас наша молодежь начинает думать уже по-другому: они часто переезжают и отдают предпочтение арендованному жилью или, скажем, коливингу. Покупка одной квартиры на всю жизнь – для них не такая важная ценность, как для старшего поколения.

Сегодня горожане, выбирая, где жить, смотрят не только и не столько на квадратные метры или на инфраструктуру (школы и магазины минимально и так есть везде). Теперь мы выбираем сообщество и ценности, которые в нем преобладают. Есть районы шумные и тусовочные, а есть спокойная зеленая окраина. И это не значит, что одно хуже другого.

Районы Москвы нельзя выстроить по рейтингу «от лучшего к худшему», их можно разделить на типы, где каждый выбирает собой. В исследованиях мы видели случаи, когда люди сознательно уезжали из центра города на периферию, как только у них появлялся ребенок. Почему? Потому что на Чистых или Патриарших прудах нет спокойных просторных дворов, где можно было бы погулять с малышом. А на окраинах есть.

«Смех и радость мы приносим людям»: почему нельзя навязать любовь к своему району

Чтобы понять, что делать и строить в районе, нужно прежде всего спросить об этом его жителей. Внешними силами поддерживать интерес людей к их району – задача слишком утопичная. Город может лишь создать инфраструктуру, которую позднее сами жители наполнят новыми смыслами и событиями.

Занятия йогой на крыше районного центра «Будапешт». Фото: АГН «Москва»
Занятия йогой на крыше районного центра «Будапешт». Фото: АГН «Москва»

Задача эта тяжелая, к ней много раз подступались. Помню, например, как в какой-то момент все искали и пытались создать комьюнити-центры. Но проблема в том, что для того, чтобы создать такой центр, нужно найти само комьюнити, а это не так просто. Сообщество не возникает просто потому, что у него появилось помещение. Сообщество может сформироваться вокруг общности интересов, осознания ценности района или вокруг лидеров мнений (муниципальных депутатов, директоров школ и других людей, работающих на этой территории).

Важно также прорекламировать район его жителям, рассказать о нем больше. Хороший пример – проект Belyaevo Forever («Беляево навсегда» – исследование и одноименная книга польского архитектора Кубы Снопека, где автор, среди прочего, указывает на связь между советской модернистской архитектурой и московским концептуализмом – прим. ред.). В этой работе проводились параллели между морфологией застройки Белеява и стихами Пригова – оказалось, что одно повлияло на другое. Было даже предложение признать Беляево культурным наследием! Так в обычном спальном районе (сегодня Беляево административно входит в район Коньково – прим. ред.) обнаружилась ценность.

Граффити со стихограммой «АЯ» поэта и художника-концептуалиста Дмитрия Пригова в Коньково. Фото: АГН «Москва»
Граффити со стихограммой «АЯ» поэта и художника-концептуалиста Дмитрия Пригова в Коньково. Фото: АГН «Москва»

Люди не всегда понимают, что они сами хотят для своего района, – и это нормально, потому что в этом деле нужна профессиональная насмотренность. Архитекторы и планировщики учились этому многие годы и поэтому могут предложить варианты, как преобразить ту или иную территорию. Но сделать проект без учета мнения сообщества нельзя – ведь жить-то здесь людям, а не архитектору или планировщику! Чем раньше этот диалог начинается и чем дольше он продолжается – тем лучше.

Полностью интервью с Кириллом Пузановым слушайте в 21-м выпуске подкаста «Большой город» на Яндекс.Музыке.

------------------------------------------

Вам также может быть интересно:

Как благоустраивали Москву к Дню города (самые яркие примеры)

Почему интернет никогда не убьет театр, а самые классные артисты едут играть на окраины Москвы?

Топ-7 дизайнерских улиц Москвы (от центра до окраин)