Наш Кавказ принял ислам поздно, в XVII-XIX вв. Для большинства кавказцев исламизация жизни так же странна и чужда, как и для жителей других регионов - они к такому не привыкли
У меня тут в связи с краповыми беретами и рядом последних публикаций о положении женщин в религиозном Дагестане есть для рассказа сон. Буквально позавчера увидела ночью довольно редкий по обилию подробностей и запоминающихся фактов сюжет.
Приснилось мне, что я опоздала на самолет, уж не помню, в каком городе, и была вынуждена добираться чем-то вроде Бла-Бла-Кара. Откуда и куда ехала, не помню, однако машина довезла меня до Буйнакска. Это город в Дагестане. Я села в машину, особенно себе не представляя, что это за город, как он выглядит и каково будет выйти там из машины в центре.
Надо сказать, во сне мне этот Буйнакск представился несколько отличающимся от реального (я сейчас посмотрела фото): в том городе, что мне приснился, не было ни одного исторического здания, это была достаточно современная быстро возводимая застройка. Город в былые времена сильно пострадал от терактов и нападения боевиков, но, все же, не так, как в моем сне - мне, скорее, приснился город, какие мы представляем в разрушенной и отстроенной заново Чечне.
Далее: когда я вышла во сне из машины и та уехала, я вдруг поняла, что на меня все смотрят со смесью возмущения и недоумения. Потому что вокруг не только не было одиноких женщин, без мужчин - там вообще не было русских.
Следующее, что я помню: какая-то рука втянула меня в узкий переулок, откуда мы забежали в подъезд обычной хрущевки. Там меня встретила семья... нет, не русских, а, кажется, осетин или аланов. Помню, что они были кавказцы, но не мусульмане. И они мне стали объяснять, что на улице женщине одной, да еще без хиджаба, в штанах, появляться нельзя. Что они сами вообще не выходят из дома без дела, потому что на них могут напасть только потому, что они не мусульмане. И что женщины этой семьи в принципе, как и любые другие, не выходят там из дома без мужчин.
Из своего сна я запомнила гнетущее ощущение даже не страха, а какой-то безысходности. Что сильно усложнялось пониманием тяжелого факта - на минуточку, Буйнакск это Россия
И в России есть места, где женщине страшно появляться одной, да еще с такой прической, как у меня, с выбритой наполовину головой.
Я не знаю, почему мне приснился такой сон. Думаю, просто голова устала перерабатывать массу информации об этих регионах, исламском фундаментализме на Кавказе, ограничении прав женщин. Одно дело, когда речь идет о каком-нибудь Афганистане или Иране, совсем другое, если мы говорим о своей стране.
На меня однажды произвело глубокое и, главное, вполне практическое впечатление вдруг совершенное открытие: что в России есть регионы, куда я не могу свободно поехать туристом. Два года назад мы с дочерью собирались в Закавказье, ехать должны были землей через Владикавказ и Назрань. Я очень хотела посмотреть Ингушетию. И вдруг я поняла, что мне, с обритой головой, в шортах, там немного будет не по себе, даже если учесть, что я с ребенком. Я купила тогда себе в дорогу длинное платье и даже какую-то шапочку.
Причем, после Грузии я собиралась в Азербайджан - по этому поводу у меня никаких волнений не было, я никогда не слышала, чтобы в Азербайджане нападали на туристок.. А вот в России я от женщин наслышана, как их на нашем Кавказе прямо на улице оскорбляли, а одну даже несколько лет назад пнули и обозвали дурными словами - они приезжала туристкой осматривать Дербент.
Увы, я тогда из-за внезапных проблем со здоровьем сдала билеты и не поехала в путешествие. Боюсь, если я через год-два все же доберусь до нашего Северного Кавказа, обстановка там будет совсем не дружественная, даже и для женщины с ребенком. И это, конечно, фрустрирует.
Я испытываю вполне отчетливое чувство гражданской фрустрации от осознания того, что в нашей стране есть питаемые общим федеральным бюджетом регионы, где я не могу себя комфортно чувствовать и привычно себя вести только потому, что я женщина
Исламизация Северного Кавказа - один из самых больших внутриполитических провалов нашей власти. Причем заметьте, что для всех этих регионов ислам - сравнительно новая религия, они познакомились с исламом лишь в XVII-XVIII-XIX вв. С точки зрения более давних мусульман это неофиты. И нет никаких поводов говорить, что Кавказ возвращается к своим истокам. Нет, на самом деле Кавказ так никогда не жил и к подобным ограничениям не привычен: при царе там радикального ислама не было, в советское время они жили достаточно светской жизнью. Думаю, на самом Кавказе не меньше жителей в шоке от того, что на них свалилось, потому они привыкли к совсем другой жизни.