Найти тему
История и искусство / Artifex

Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон: обернуть весь мир

Христо Явашев — скульптор и художник, прославившийся вместе с женой концепцией «Завернутого памятника». Он вдохновлялся Пикассо, жил в комнате для прислуги, заброшенном здании и студиях. Завершил главный проект своей жизни, не прикоснувшись к нему и пальцем. Смотрел на мир, как на архитектурное полотно и никогда не мог долго оставаться на одном месте.

Болгария, Чехословакия, Австрия, Франция — к 23 годам Христо научился бежать. Рисуя всю жизнь, он исследовал открывающийся ему город. И совершал в этом стремлении к движению какие-то безумства. Чтобы не попасть под машину революции он уезжает в Вену в опечатанном грузовом вагоне подкупив железнодорожного служащего. Казалось во Франции суждено было наступить периоду покоя. Попал он туда вполне официально, получил визу, нашел друзей, зарабатывал рисуя портреты. Но в этой точке сошлись неожиданные вещи. Его друзья оказались такими же художниками беженцами по политическим причинам. Выставка американского авангарда «50 лет современного искусства» в Международном дворце изящных искусств подарила зачатки идей и в студии стали скапливаться бесплатные материалы, которые Явашев обматывает тканью и веревкой. А очередной семейный портрет свел художника со спутницей жизни в самом прямом значении этого синонима к слову жена.

-2

Христо и Жанна преступники ради искусства. Газетам стоило начать следить за этими Бонни и Клайдом, игнорирующими официальные разрешения. Первое временное произведение искусства на открытом воздухе, «Пакеты в порту Кельна» и «Сложенные бочки с нефтью», было одобрено администрацией порта. Но несомненно внезапная для местных жителей «Стена из нефтяных бочек», согласия властей не получила. Пара перегородила улицу Висконти, одну из самых узких улиц Парижа, положив бочки до вывески, невольно знаменующей конец первого этажа.

-3

Уже в следящем году рождается идея закрыть Триумфальную арку, но её воплощения ждать очень долго. А пока влюбленные женятся и уезжают в Германию. Там много раз повторенная «завернутая женщина» наконец предстает перед публикой. В Италии Христо создает свой первый памятник, одну из скульптур в саду виллы Боргезе в Риме, конечно же незаконно построенный и оборачивает одну из позолоченных статуй на Эспланаде Трокадеро в Париже. Настроившись на больший масштаб Христо и Жанна оставляют след в Нью-Йорке серией витрин магазинов Христо.

-4

-5

Начинают создаваться наиболее интересные работы дуэта. Обернутые вплоть до корней деревья, воздушный шар над выставкой с названием «воздушный пакет» и воздушная упаковка, наполненная 2800 цветными воздушными шарами, поднятыми на вертолете над лужайкой Школы искусств Миннеаполиса, штат Миннесота.

-6

-7

В 1961 искусствовед Пьер Рестани называет Христо «архитектурным провидцем нового реализма». Но он станет известен как художник-эколог. По воспоминаниям Явашева, всю свою жизнь он не мог решить, кто он такой. «Я не художник, не скульптор и не архитектор.» Проходя практику в юности, Христо оценивал ландшафт, общался с фермерами. Он сохранил свою публику такой же. Чтобы любить его работы не нужно связывать себя с искусством. Они уникальны и привязаны к пространству и времени так же как пейзаж, который он наблюдал в прошлом. Художник творил не только по всему миру, на земле и в воздухе, но и на воде. «Мы делаем красивые вещи, невероятно бесполезные, совершенно ненужные» — прокомментировал Христо в интервью Sunday Times. Умение пары убеждать поразило австралийского коллекционера Джона Калдорома. По воспоминаниям Джона, самое важное, что он мог сделать по возвращении в Сидней — помочь им. Так побережье Литтл-Бэй стало самым крупным, когда — либо созданным, произведением искусства.

-8

Обертывая побережье Австралии в 1980 году Жанне и Христо пришла в голову идея «Плавучих пирсов». «Мы попытались удлинить ткань, чтобы она шла по поверхности воды, чтобы можно было ходить по ней сверху. Жанна-Клод и я действительно хотели это сделать. Мы пытались в Рио—дель-ла-Плата в Аргентине-мы так и не получили разрешения. Мы попытались сделать это снова в Токийском заливе в Японии — мы так и не получили разрешения. Жанна-Клод скончалась в 2009 году, и мне так не терпелось заняться этим проектом, потому что это то, что она действительно хотела сделать» — вспоминает архитектор в интервью Surface. Увидев в северной Италии Озеро Изео художник попытался ещё раз и создал первый крупномасштабный проект после смерти супруги. Потребовалось натянуть сто тысяч квадратных метров желтой ткани, чтобы создать пирсы, волнообразно поднимающиеся над поверхностью воды. «Те, кто гулял по «Плавучим пирсам», чувствовали себя так, будто они шли по воде или, возможно, по спине кита», — рассказал Христо. «За шестнадцать дней солнечный свет и вода превратили ярко-желтую ткань в красную и золотую», – добавил художник.

Посмертно воплощенные проекты не закончились на Жанне-Клод. Христо умер 31 мая в Нью-Йорке, а триумфальная арка всё ещё не была завернута. По желанию Христо, его команда продолжила монтаж работы без него. И 18 сентября 2021 года серебристо-синяя ткань накрыла ключевой архитектурный памятник, как для Франции, так и для художника. Мимолетное искусство Явашева закончилось 3 октября. Теперь оно останется только на фотографиях и в памяти, как и хотели Христо и Жанна-Клод.

Автор: Кристина Теркулова