Найти тему
Бесполезные ископаемые

Trini Lopez: три шага в сумерки

Трини Лопес оставил этот мир в уходящем году, так и не дожив до полноценного переиздания своей безупречной дискографии. Но, всё, созданное им, принадлежит вечности, какой мы её себе представляем.

Тринидад означает «Троица», таково полное имя символа «золотой середины» 60-х. Неслучайные случайности биографии Трини Лопеса заметить легко, но все они поверхностны и легки, как певческая манера этого певца, успевшего «накрыть» все жанры поп-музыки за семь лет своей карьеры.  Которую, надо отметить, не перечеркнула битломания. Трини Лопес и Сильви Вартан представляли Битлз на первом концерте в Париже.

Трини работал в трех видах. В сопровождении оркестра, под аккомпанемент сессионных мастеров Нэшвилла и Лондона, но мировую славу ему принесли живые выступления в составе компактного трио. Подобно своему главному сопернику и коллеге Джонни Риверсу, выступавшему в таком же формате, Трини Лопес не пренебрегал ни одним из направлений.

Можно сказать, что певец был разборчиво неразборчив при выборе материала. В программах его выступлений соседствовали «нафталин» и хитовые новинки, латино и ритм-энд-блюз, фольклор и кино-шлягеры, заводные куплеты и проникновенные баллады. К тому же, Трини Лопес владел гитарой в совершенстве, не хуже Энрико Масиаса.

Всё это исполнялось им так естественно и  непринужденно, словно артист телепатически улавливал пожелания публики, или наигрывал любимые вещи по памяти и настроению. Успех и спрос на этот голос и гитарный бой были колоссальны. Рафаэль, Пол Анка и Трини Лопес – первые трое, чьи отголоски отчетливо слышны у Ободзинского. Подражал ему и Дин Рид – смазливый «агасфер»  антиамериканизма с чисто американским лицом.

Всё это не могло не надоесть, не устареть, не сгинуть.

В кино-новелле «Рудольфио» (8 мин. 30 сек.) застолье советской интеллигенции, с Юрием Визбором во главе, протекает под Трини Лопеса на фирменном магнитофоне. Его альбом Sing Along пользовался всесоюзной популярностью. Его я и откопал на фирменной ленте в фонотеке одного завмага, с чьим сыном я дружил. Приятель, поклонник Эмерсона и Wings, глазел на меня с ужасом. Он уже не знал, кто такой Трини Лопес, которому якобы надо sing along, то есть – подпевать.

В шестидесятые заглавия тематических пластинок напоминали призывы двадцатых годов делать что-то коллективно: «подпоем!», «твистанем!» и «еще раз твистанем – twist along»!

За Чабби Чеккером незаметно пропал куда-то и Трини Лопес.  Притихли былые поклонники, словно всё это им послышалось, померещилось или приснилось. Молчание масс наводило на мысль об индивидуальной профилактической беседе в органах, где каждому товарищу разъяснили, как реагировать на провокационные разговорчики – мол, раньше все как-то веселее было…  Осязаемая, реальная культура испарилась как мираж.

Трини Лопес как зеркало эстрады при Кеннеди и Джонсоне, завораживает. С одной стороны – в нем идет трансляция молодежного ревю. С другой – под слоем воды, на дне водоема маячит его характерное лицо. В бассейн ведут три ступени – три последних альбома на лейбле Reprise.

Застывший образ поп-музыки, которая прогрессировала во всех направлениях, плодя неожиданные гибриды и мутации.

И все эти ветви приглушенно шелестят с последних дисков Трини Лопеса, подобно листве на полотнах импрессионистов. Каждая пьеса прорисована одним взмахом кисти, словно поющий куда-то торопится – например, с панихиды на пенсию.

Каждый из этих трех дисков состоит из чьих-то песен, за исключением, разве что, концептуальной пластинки Trini's Country, где он указан совтором аранжировки Old Montain Dew, а это классика блюграсс.

Можно ли по чужим песням в исполнении одного человека судить об эпохе?

Почему бы и нет? – отвечает сам себе аналитик вопросом на вопрос.

Номерные альбомы таких мастеров, как Барри Мэнилоу или Нил Седака, могут показаться чересчур приторными или монотонными. На первый, разумеется, взгляд. Богатство этих работ раскрывается при более внимательном изучении. В той же мере, в какой, при повторном прослушивании, мякнет острота более эпатажных артистов. Тот же Пол Анка в одном хорошем сборнике впечатляет сильнее, чем полное собрание его сочинений.

Скромный альбом It's a Great Life идет первым номером в финальном триптихе Трини.

Этот негромкий, несколько заретушированный цикл напоминает советскую пластинку Виктора Беседина с песнями Адамо и Масиаса, сыгранными и спетыми камерно, без намека на форсаж и экспрессию. Но почему-то погружение в тогдашний мир происходит наиболее естественно как раз под эти версии.

Человек, напоровшийся на диск Трини Лопеса, сознает, что едва ли встретил бы все эти песни, собранные воедино,  где-либо еще.

Лирическое ретро Luna Lunera – ровесница Besame Mucho, одним из лучших исполнителей которой был, бесспорно, Трини. А перед нею Windy – суперхит группы Association, никому не нужной в СССР. Мимолетная, но безотказная The Letter, пропетая словно по чьему-то заказу… Что ж, возможно кто-то действительно мечтал послушать, как поёт эту вещь именно Трини Лопес.

Что касается заглавной темы – It's a Great Life, её можно отыскать на втором диске 5th Dimension.

Среди заполнителей пустоты – пошловатый, но очень типичный The Happening, и Sally Was a Good Old Girl из репертуара Фэтса Домино, чьи вещи Трини Лопес охотно исполнял и ранее.

Настоящим козырем безусловно является Let's Take a Walk, которую её автор – Томми Леонетти – пел дуэтом с дочерью, а Трини Лопесу подпевает неизвестный нам ребенок.

Возможность открыть для себя Томми Леонетти самостоятельно в наше время весьма невелика. А это очень серьезная фигура в сонме поющих американцев итальянского происхождения. Не путайте с однофамильцем, продюсером минимум двух великих групп – Legs Diamond и Angel.

Пластинка играет недолго, но плоды ознакомления созревают с тропической быстротой. Буквально каждое из имен и названий открывает волшебную дверцу в параллельный мир, и отслеживая их, мы наверстываем упущенное экстерном. Можно сказать, мы открываем Америку, совсем не похожую на ту, какую нам предлагали в качестве «единой и неделимой» местные авторитеты.

Так, через Trini's Country мы перешагиваем – его надо анализировать отдельно. Остается Great Enchilada, которую продюсировали Томми Бойс и Бобби Харт. Отсюда такое количество их песен разных лет в программе этой пластинки, подводящей итоги долгому прощанию с шестидесятыми, одним из воплощений которых был и остается Трини Лопес.

Диск получился битовый, с поклоном «британскому вторжению» в виде Don't Let The Sun Catch You Cryin’ Джерри Марсдена. Плюс «Лаленья» Донована, записанная параллельно с Дип Пёрпл.

Программу пластинки пронизывает уходящая, ускользающая вибрация молодежного саунда, адаптированного для тех, кому уже слегка «за». Бросая слушателя то в жар, то в дрожь, она спасает наследие тех лет от полного забвения.

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-3

#музыка #музыкальные альбомы #поп-культура #культура #бесполезные ископаемые