Найти тему
SAMSONOWA & Partners

R&D менеджмент: от первого лица

Оглавление

Из всех функций современного бизнеса R&D, наверное, самая непредсказуемая. С одной стороны, все понимают, что без исследований и разработок не будет прогресса, и что именно этот отдел двигает компанию вперед. Но, с другой стороны, совершенно неясно, каких результатов можно ожидать от этой деятельности и в какие сроки, сможет ли компания коммерциализировать наработки R&D отдела, а самое главное - как выстроить в нем процессы управления.

Сегодня своей экспертизой в управлении эффективностью R&D с нами поделится Татьяна Самсонова - учредитель SAMSONOWA & Partners и эксперт по управлению R&D процессами в международных компаниях. Татьяна расскажет о том, чем R&D отделы принципиально отличаются от других подразделений бизнеса, в чем сложность работы с ними, как устроен R&D менеджмент, а также поделится практическими рекомендациями.

-2

Немного истории

Я уже больше 20 лет изучаю управление инновациями, и как исследователь, и как практик. Я долго работала в отделе исследований и разработок компании SAP, затем основала исследовательский институт в Германии, IPERF, который специализируется на управлении инновациями. Вместе с командой экспертов мы проводили исследования с лидерами IT-индустрии: SAP, Microsoft, Philips, ABB и другими. Мы изучали, как работают R&D департаменты в этих компаниях и как можно управлять процессом создания инноваций. Наша команда собрала и проанализировала результаты этих исследований, а затем на их основе была написана и опубликована книга “Управление эффективностью промышленных исследований – ключевые показатели эффективности в индустрии ИКТ” (2012 г., Спрингер, Гейдельберг).

Позже, чтобы применять и передавать полученные в ходе исследований знания, я основала консалтинговую компанию в России. Вот уже 9 лет мы работаем на российском рынке: консультируем и обучаем крупные корпорации и стартапы по вопросам создания инноваций, помогаем выстроить процессы исследований и разработок и внедрить рабочие практики управления ими.

Шаг в неизвестность

Исследования и разработки жизненно важны для любой компании. Особенно сегодня, когда мир меняется очень быстро, и каждый день мы слышим о появлении новых технологий. Мне вспоминается цитата Льюиса Кэррола: “Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!”. Это из его книги “Алиса в Зазеркалье”, написанной в 1871 г.,  но сейчас цитата актуальна как никогда. Чтобы не отстать и не остаться в прошлом, компании обязаны постоянно смотреть в будущее, стратегически думать о том, что с ними будет завтра. Отчасти для этого существуют отделы исследований и разработок: это мостик между настоящим и будущем.

С одной стороны, все понимают ценность НИОКР, но, с другой стороны, сформулировать и измерить конкретную ценность R&D отдела бывает очень сложно. Мы никогда не можем знать наверняка, какие исследования будут полезными и лягут в основу инноваций, так необходимых компании, а какие наоборот окажутся тупиковыми. Некоторые разработки в итоге меняют мир, а о других через несколько лет уже никто и не вспомнит. Оценить реальные результаты и ценность мы можем только глядя “из будущего”.

Кейс “История PDF-файлов”

Вспомните, как часто вы пользуетесь pdf-файлами? Наверное, чуть ли не каждый день, причем уже на протяжении многих лет. Другие форматы документов постоянно меняются, обновляются и поддерживаются разными программами. Например, документ, созданный в Pages будет сложно открыть в MS Word, и наоборот. Или файлы, с которыми мы работали 10 лет назад в том же MS Word, сегодня в новой версии программы уже не откроются. А вот формат pdf продолжает жить и почти не меняется, им пользуются по всему миру.
Как же он появился? Возможно, многие знают, что его предложили и разработали основатели компании Adobe, еще в начала 1990-х. Но, чтобы отследить инновацию, нужно пойти еще раньше, проследить за развитием их идеи. Джон Уорнок и Чарльз Гешке в 1970-х работали в Xerox PARC, где у них и зародилась концепция формата pdf. Она была довольно простая - создать цифровой аналог обычной бумаги, который бы на любом устройстве выглядел одинаково. Однако, руководство Xerox в то время решило, что у этой идеи нет потенциала, и не стало развивать проект. И только сейчас, спустя время, мы можем оценить и проанализировать это решение, основываясь на результате. А тогда невозможно было предвидеть, насколько сильной и долгосрочной окажется эта идея. Тем более, нельзя было точно предсказать ее бизнес-потенциал в связке с другими проектами, которые в итоге привели компанию Adobe к рыночной капитализации в $277 млрд в 2021 г.

По-моему, эта история учит нас не закрывать глаза на потенциальные возможности. Да, мы не умеем предсказывать будущее, и не можем сейчас сказать с уверенностью, какая из инноваций останется в истории. Но именно поэтому мы можем и должны быть открыты новому, искать разные пути, а не слепо следовать какому-то одному плану. Вдобавок, будущее не настолько непредсказуемое, как нам кажется. Мы также можем и должны работать с ним: анализировать прошлое и настоящее, строить прогнозы и оценивать вероятности. Сегодня есть специальные методологии, которые помогают не только исследовать, но и формировать будущее.
Подробнее о методах Форсайта читайте в статье “Изучаем прошлое, наблюдаем за настоящим, формируем будущее”

Вызовы и особенности R&D менеджмента

Самый частый вызов, с которым встречаются руководители R&D отделов, - убедить менеджмент в необходимости финансирования. Это сложно, потому что нет никаких гарантий успеха проектов, а инвестиции требуются уже сейчас. Топ-менеджмент компаний часто мыслит в терминах прибыли, ориентируется на краткосрочные цели. В случае с любым другим отделом, показатели можно сформулировать и оценить количественно и даже финансово, например, насколько инициативы оказались полезны компании, принесли ли прибыль, как повлияли на имидж.

Но в случае с исследованиями и разработками все не так. Цели R&D часто гораздо шире, у них может не быть четкой временной границы, и их сложно представить в финансовом эквиваленте.  Едва ли можно поставить цели для R&D отдела по методике SMART. Что мы можем - это связывать цели компании и цели R&D между собой. Одна из моих задач, как специалиста по управлению R&D, как раз в этом и состоит. Это как перевод с языка “научного мира” на язык “мира бизнеса”.

За годы исследований и реальных проектов, в которых я принимала участие, я сформулировала три главные мысли. Сегодня я хочу поделиться ими с вами. Это три инсайта, которые очень важно осознавать, и на которые вы сможете опираться при управлении R&D процессами в своей компании.

1. “If You Can't Measure It, You Can't Manage It” - Питер Дракер

Управлять можно только тем, что мы понимаем и что умеем измерять. Пока нет понимания того, как проводятся исследования или как устроен процесс разработки новых технологий, рано говорить об управлении. Поэтому первый шаг к эффективному управлению - это описание текущего состояния процессов. Описание всегда способствует пониманию, неважно, говорим мы о бизнесе или же о личных делах.

Следующий важный момент, даже критический - это постановка целей. Любое управление, любой проект начинается с определения и формулировки целей, иначе все наши шаги и действия будут бессмысленны. В случае с R&D департаментами важно понимать цели на трех разных уровнях - стратегическом, тактическом и операционном. Стратегический уровень самый общий, это уровень компании, ее миссии и видения будущего. Тактический уровень более конкретный, он помогает четко сформулировать что именно необходимо сделать в рамках R&D деятельности и за какой срок. Операционный уровень самый детальный, он отвечает на вопрос “как делать?” и впоследствии помогает сформировать критерии оценки достижения поставленных целей.

Samsonowa, T. (2012). Industrial Research Performance Management. Springer, Heidelberg
Samsonowa, T. (2012). Industrial Research Performance Management. Springer, Heidelberg

Далее, исходя из целей необходимо сформулировать критерии, по которым мы будем понимать и оценивать прогресс, то есть эффективность работы R&D отдела. Зачастую эти критерии определяют в виде KPI - ключевых показателей эффективности. По опыту могу сказать, что определение KPI и переход на операционный уровень - одна из самых сложных задач. И в каждом случае, в каждой компании критерии будут индивидуальными. Они всегда тесно связаны как с операционными целями, так и с тактическими и даже стратегическими.

2. Эффект отложенного результата

В случае с R&D измерять эффективность работы очень сложно из-за эффекта отложенного результата. Пользу от исследований и разработок можно оценить только спустя несколько лет. А реальную возможность коммерциализации и прибыль от продуктов, основанных на этих разработках, еще позже. Но, зная об этом эффекте, можно учитывать его при долгосрочном планировании бизнеса и распределении инвестиций.

По моему опыту, в крупных технологических компаниях, таких как SAP, IBM, Phillips эффект отложенного результата проявляется в среднем через 3-4 года. Это связано не только с длительностью самих исследований, но также с тем, как устроен процесс передачи результатов исследований в разработку и далее. Схема ниже хорошо иллюстрирует типичную структуру взаимодействия между отделами исследований, разработок и другими функциями внутри крупных компаний.

T. Samsonowa, P. Buxmann & W. Gerteis. (2009). Defining KPI Sets for Industrial Research Organizations — a Performance Measurement Approach. International Journal of Innovation Management. Vol. 13, No. 2, pp. 157–176.
T. Samsonowa, P. Buxmann & W. Gerteis. (2009). Defining KPI Sets for Industrial Research Organizations — a Performance Measurement Approach. International Journal of Innovation Management. Vol. 13, No. 2, pp. 157–176.

Кейс “R&D в компании SAP”

Давайте я поясню подробнее на примере. На схеме изображен типичный процесс работы R&D департамента крупной индустриальной компании, который мы описали на основе данных компании SAP. Исследования начинаются с идеи, она может быть внешней (продиктованной тенденциями рынка) или внутренней (представляющей интерес какого-то сотрудника). Далее проводится анализ похожих идей, обзор научной литературы, проведение теоретического или экспериментального исследования, публикации статей и создание прототипов. Итогом исследований могут служить конкретные демо-образцы устройств, IDFs (Invention Disclosure Forms), или же рабочие прототипы систем. Такой процесс исследований в компании в среднем занимает 1-2 года.
Далее на основе результатов исследований уже строится процесс разработки. Проектируются конкретные системы, создаются и тестируются опытные образцы. В масштабах компании SAP такой процесс может занимать также 1-2 года перед тем, как продукт будет готов к выходу на рынок. А после запуска готового продукта требуется еще какое-то время, чтобы оценить эффект количественно (проверить, изменился ли объем продаж, сократились ли издержки, увеличился ли доход). И только после этих оценок, то есть спустя 3-4 года, можно делать выводы о пользе исследований.

3. Разделяй R и D

<...>

Читайте полную версию статьи и задавайте вопросы лично Татьяне на сайте SAMSONOWA & Partners