34,2K подписчиков

Порт-Артур. Китайский город, который мог бы сейчас быть российским

14K прочитали

Этот город без сомнения является самым русским городом на территории Китая. И не потому, что здесь живут русские, вовсе нет. Русских людей здесь не больше, чем в других китайских городах. Это наш, русский город по своему духу. Он был основан русскими людьми, развит и отстроен нашими купцами и промышленниками. Это город, который защищала от японцев наша, русская армия. А потом получилось так, что мы отдали его Китаю.

Расположение Порт-Артура на мировой карте/ © billionnews.ru
Расположение Порт-Артура на мировой карте/ © billionnews.ru

Порт-Артур, который сейчас называется Люйшунь – эдакий дальневосточный Севастополь, который мог вполне стать его младшим братом. Но, увы, история сложилась иначе.

В конце XIX века Китай представлял собой слабое и разобщенное государство. Иностранные державы по-своему кроили и делили его. Британия, Франция и конечно Япония основательно потрепали правящую династию Цин. В 1895 году закончилась японо-китайская война, в результате которой Китай потерял значительную часть своей территории. Но Франция, Германия и Великобритания, опасаясь возросшей военной мощи Японии, заставили последнюю отказаться от своих завоеваний и отдать занятые земли обратно.

Тогда-то Китай и обратился к России за помощью. В 1897 году была заключена Российско–китайская конвенция, по которой Россия на 25 лет получала в свое владение Ляодунский полуостров для создания там собственной военно-морской базы. И она была создана. База, построенная на месте городка Порт-Артур, предназначалась для базирования русской эскадры, которая должна была показать всему миру мощь Российской империи. Мало того, поскольку у России в аренде находился весь полуостров, то недалеко от Порт-Артура вскоре был заложен еще один крупный город, который получил название Дальний.

Порт-Артур в 1904 году/ © billionnews.ru
Порт-Артур в 1904 году/ © billionnews.ru

Территория, полученная Россией получила название Квантунская область и начала развиваться поистине гигантскими темпами. В Порт-Артуре наращивалось российское военное присутствие, порт Дальний (китайцы его называли на свой манер – Далянь) за короткое время стал вторым по грузообороту в Китае после Шанхая. А вскоре была построена и железная дорога, связавшая Россию со своим анклавом – знаменитая КВЖД, китайско–восточная железная дорога. Причем, хоть она и проходила по территории Китая, была полностью российской по форме собственности.

Так проходила Китайско–восточная железная дорога/ © billionnews.ru
Так проходила Китайско–восточная железная дорога/ © billionnews.ru

В общем, наше присутствие в Китае развивалось и крепло, что конечно не могло понравиться японцам, которые давно "точили зуб" на Россию и на ее возросшее присутствие на Дальнем Востоке. Это закончилось русско-японской войной в 1904 году. И эта война является, пожалуй, самой позорной страницей военной истории России. Тут было все – и разгильдяйство наших чиновников, не обеспечивших достойное снабжение, и бессилие наших дипломатов, не сумевших предотвратить войну и даже предательство наших командиров. А иначе капитуляцию Порт-Артура перед японской армией и не назовешь. Город мог еще сражаться и держать оборону, но генерал Стессель рассудил иначе и выбросил белый флаг (его за это потом судили, да что в этом толку).

Гора Перепелиная в центре Люйшуня. Обладание этой высотой позволило японцам победить наш гарнизон. Наверху японский мемориал/ © griphon.livejournal.com
Гора Перепелиная в центре Люйшуня. Обладание этой высотой позволило японцам победить наш гарнизон. Наверху японский мемориал/ © griphon.livejournal.com

Одним словом, Российская империя потеряла свою Квантунскую область и лишилась военного присутствия в Желтом море на целых 40 лет. Все это время полуостровом и базой в Порт-Артуре безраздельно владела Япония. Город оставался вне зоны военных действий и во время Второй мировой до тех пор пока 22 августа 1945 года советские воздушно-десантные войска не заняли город, взяв в плен японский гарнизон. Порт-Артур, порт Дальний и весь Квантунский полуостров вновь стали нашими.

В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. СССР первым признал молодую республику и активно стал помогать новой власти деньгами, техникой и специалистами. Сделал Сталин и широкий территориальный жест – вернул Китаю весь Квантунский полуостров. Правда вот Порт-Артур в "подарочный пакет" не входил и там продолжал базироваться военно-морской флот СССР. Все это было оформлено документально, нужными соглашениями и меморандумами. А в 1952 году Китай вообще обратился к Советскому Союзу с предложением продлить пребывание советских войск в Порт-Артуре еще на неопределенный срок.

Мемориал советским воинам/ © griphon.livejournal.com
Мемориал советским воинам/ © griphon.livejournal.com

Но все неожиданно закончилось в 1954 году. Хрущев внезапно принимает решение отдать Порт-Артур китайцам. Что и было сделано в ходе его визита в Китай в октябре 1954 года. Принятое Хрущевым решение не поддается никакому рациональному объяснению. Советский Союз никто из Китая не гнал, более того, китайцы были рады советскому присутствию на своей территории – успешно развивались и приносили прибыль совместные советско-китайские общества по добыче ископаемых и по их переработке, а грозное военное присутствие на берегу Желтого моря не давало поднять голову Японии.

И вдруг все разом закончилось. Причем, дальше события развивались вообще абсурдно. Приняв решение отдать Порт-Артур, Хрущев тут же принимает "10-летний план военно-морского судостроения и строительства авианосцев". То есть сэкономив деньги на зарплатах военным, разгромив в мирное время 39 армию и подарив китайцам вооружений и имущества на 40 миллионов, Хрущев тут же задумывает строительство новых авианосцев. Не зная при этом где они будут базироваться и как обслуживаться.

Историческая застройка в Люйшуне.  Похожая на любой провинциальный российский город/ © griphon.livejournal.com
Историческая застройка в Люйшуне. Похожая на любой провинциальный российский город/ © griphon.livejournal.com

Впрочем, "похмелье" наступило быстро. Через полтора года Кремль начинает лихорадочно искать место для новых военно-морских баз. С Албанией этот фокус не прошел, пришлось обращать свое внимание на Дальний Восток. Уже в 1958 году Хрущев забросал Мао Цзэдуна шифровками с предложением восстановить советско-китайские базы и даже создать совместный военно-морской флот. Ответ Китая был предсказуемым и очевидным.

Мемориальное кладбище/ © griphon.livejournal.com
Мемориальное кладбище/ © griphon.livejournal.com

Что же собой представляет Порт-Артур, а точнее Люйшунь сегодня? Теперь это не город, а обычный район города Далянь, того самого, который основали русские моряки. В городе немало следов, напоминающих о былом военном присутствии России и СССР. Это и здания в дореволюционном стиле, и типично российский железнодорожный вокзал, и памятники военным событиям начала XX века и конечно мемориальный комплекс русским и советским воинам. Он считается самым большим воинским захоронением за рубежом. На площади в 4,8 гектар здесь находится около 2000 персональных и братских захоронений.

Быть может передача Порт-Артура китайцам была закономерным шагом и не случись она в 1954 году, произошла бы позднее. Но сама история нашего присутствия в этом регионе, история, полная трагических страниц и отданных жизней не должна была закончиться так неожиданно и бездарно.

Еще по теме: Даманский остров. Как мы вначале отвоевали, а потом отдали его Китаю

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: ru.wikipedia.org; ria.ru; kommersant.ru; billionnews.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.