Киновундеркинды не очень часто становятся кинозвездами. Но и не так уж редко: вспомним хотя бы дебютантов 1970-х годов — Джоди Фостер («Алиса здесь больше не живет», «Таксист» М. Скорсезе) и Линду Блэр («Экзорсист» У. Фридкина).
Одна из самых популярных французских кинозвезд Софи Марсо впервые появилась на экране, сыграв свою тринадцатилетнюю ровесницу в комедийной мелодраме Клода Пиното «Бум» (1980).
Клоду Пиното, ставившему прежде остросюжетные ленты с Лино Вентурой, по-видимому, захотелось сменить жанр, попытаться сделать откровенно развлекательный фильм о возрасте первой любви...
Роли родителей обаятельно и иронично сыграли Клод Брассер и Брижитт Фоссе, а роль их дочери — юная Софи.
Наивность и непосредственность, очарование пробуждающейся женственности...
Успех «Бума» оказался настолько велик, что через два года в том же творческом составе снимается "Бум-2", где у повзрослевшей и похорошевшей героини Софи Марсо возникали уже более серьезные проблемы и увлечения.
Завершением этой своеобразной трилогии стала «Студентка» (1988). Формально она не связана с «Бумом», но, по сути, похожа. Здесь героиня Софи Марсо превращается в очаровательную девушку, на сей раз встречающую на своем пути рок-музыканта и композитора (Венсан Линдон).
Столь же непринужденно Софи Марсо чувствует себя и в комедии положений Жоржа Лотнера «Веселая Пасха», где ей досталась роль легкомысленной красотки, которую старый ловелас (Жан-Поль Бельмондо), «застуканный» элегантной женой (Мари Лафоре), пытается выдать за свою когда-то брошенную дочь.
У зрителей, знакомых с Софи Марсо только по картинам Клода Пиното и Жоржа Лотнера, наверняка создается впечатление о ней как об актрисе исключительно лирико-комедийного жанра. Однако это лишь одна сторона ее кинематографического имиджа.
В фильме Анджея Жулавского "Шальная любовь" она предстала совершенно в иной ипостаси. Импульсивная, взвинченная, до краев наполненная яростной экспрессией атмосфера «Шальной любви», поставленной по мотивам романа Ф. Достоевского «Идиот», требовала от актеров сочетания акцентированной театральности с кинематографической импровизацией. И Софи Марсо сыграла свою роль блестяще — темпераментно, страстно, на пределе физических возможностей.
В похожем экзальтированно-ирреальном ключе актриса вела свою роль и в другой работе Жулавского — «Мои ночи прекраснее ваших дней», где вновь доминировали мотивы обреченности, неотступности рока, любви-поединка.
Одна из картин Софи Марсо — «Голубая нота» — тоже связана с именем Анджея Жулавского. Это история любви гениального композитора Фредерика Шопена и писательницы Жорж Санд.
С Анджеем Жулавским Софи связывали не только творческие, но и личные отношения. Она не раз подчеркивала, что именно он превратил ее из обаятельной и удачливой девчонки в профессиональную актрису.
1990-е годы, как и 1980-е, были для Софи Марсо очень удачными. Она снялась в фильме Александра Аркади «Для Саша'», в любовной комедии Александра Жардена «Фанфан. Аромат любви», в костюмном боевике Бертрана Тавернье «Дочь Д'Артаньяна».
Удачей исполнительница считает и свою работу с Мелом Гибсоном в костюмном фильме «Храброе сердце».
Среди звезд французского экрана 1990-х Софи Марсо все еще была одной из самых молодых.
Немало ролей было у Софи Марсо и в XXI веке, но они уже не были столь громкими, как ее работы 1980-х - 1990-х...
Александр Федоров, 1995, 2021
Впервые опубликовано здесь: Федоров А. Софии Марсо – возраст признания // Видео-Асс Premiere. 1995. N 32. С.107-109