День седьмой - фиолетовый, цвет мистики, тайн и духовности. Цвет горных вершин на картинах Рериха. Мой любимый цвет.
Вечером на вокзале мне в голову пришла мысль о том, что смерть похожа на отъезд из любимых и привычных сердцу мест и этот отъезд или переезд - он не в никуда. Просто нам пока неизвестен новый пункт назначения.
Почему вдруг в самом начале статьи заговорила о смерти?
Музей катастроф на водах - одна из причин тому.
Из Алушты в Малореченское можно уехать двумя автобусами: знакомым нам 106-ом, который идет в Генеральское, или 114-ои, следующим в Рыбачье. К слову, у нас в Туле на 114-ом можно доехать до знаменитого музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне.
От Судакского шоссе тоже можно свернуть в знакомое нам Лучистое. Так мы ещё не добирались к Демерджи: надо будет потом попробовать. А кому интересно расписание 107-го маршрута на Лучистое и приключения первого дня в Крыму, могут перейти по этой ссылочке.
Билет до Малореченского стоит всего 53 рубля. А обратно за тот же маршрут с нас взяли по 100, решив, что мы ничего не знаем. Или может быть в 106-ом иные порядки, чем в 114-ом? Это я пишу для тех, кто любит во всем правду, а так после Музея Катастроф нам уже было слегка не до того.
Сразу скажу о ценах на билеты в музее: взрослый – 250 руб., детский до 12 лет включительно – 100 руб. Открытки по 20 руб, красиво декорированы якорями по типу водяных знаков. Эта информация для коллекционеров.
Мы приближались к храму постепенно, исследуя Малореченское из центра. Если выйти к морю, то можно увидеть тропинку, ведущую по берегу в соседнее Солнечногорское, которая удаляется в противоположную от храма сторону. На берегу очень много цветущих кактусов. Из Солнечногорского вверх (в гору) можно попасть в Генеральское.
Вот как мы здесь уже неплохо ориентируемся!
У храма-маяка Святителя Николая своя особая символика: вместо купола - византийский крест, указывающий на четыре стороны света; установлен он на позолоченном шаре - прообразе нашей планеты, внутри шара – маячный фонарь. Высота храма 66 метров; высота каждого из четырех панно в технике византийской мозаики – 15 метров.
Музей катастроф на водах расположен в цокольной части храма.
Пока продолжаем осматривать природу поселка.
Близ берега есть так называемые сырные скалы - местная достопримечательность. На их фоне получаются эффектные фотографии - видела у девушки, сидящей рядом со мной в автобусе на обратном пути.
В нашем распоряжении было не так много времени - три часа. И они пролетели как один миг. Первый час Рада очищала берег от мусора. По-другому уже не может. Мы иногда чувствуем себя на её фоне легкомысленными курортниками.
В храме возле каждой иконы начертаны слова молитвы. Это очень помогает приходящим. Потому что не все молитвы знаешь наизусть. Я написала в записочке имена за здравие, а вечером узнала что один человек из списка уже в мире ином.
Сегодня, когда пишу эту статью, тёте Шуре, крёстной моей – уже девять дней.
Царствие ей Небесное!
Теперь немного расскажу об ощущениях от самого музей.
Фотографиями не передать той атмосферы, лучше самим попасть внутрь и всё увидеть. В нескольких залах идут документальные фильмы. Дочки остановились в первом зале, где речь шла о "Титанике", я же, как завороженная, пошла дальше - в соседнем зале хранилась разная информация об "Адмирале Нахимове."
Дело в том, что в 1986 году мы с мамой как раз приехали в Ялту и видели пароход "Адмирал Нахимов" незадолго до того самого жуткого крушения.
Я, маленькая девочка, живущая в своём взрослом теле, воспринимаю любые новости, политические перемены болезненно-обострённо, как животное из глуши - звуки фейерверков. Иногда потом ко мне приходят странные мысли. Например, о том, что в 1986 году было слишком много того, что затронуло душу болью: катастрофа в Чернобыле, "Адмирал Нахимов", а до этого был год 1985-ый. Что такого было в предыдущем году, что накрыло 1986-ой "ударной волной"?
И ещё: люди порой сталкиваются своими мнениями, взглядами на жизнь словно тот сухогруз "Пётр Васёв" и пароход с 1243 человеческими жизнями на борту. Сталкиваются, яростно споря, и гибнут нервные клетки, тонут в пучине вод и только темные пятна мазута да масляная плёнка остаются на поверхности...
Если проследить судьбу парохода "Адмирал Нахимов"словно судьбу человека, станет известно, что раньше он носил другое имя, жил в другой стране. Он даже был на дне морском, чтобы потом воскреснуть и начать свою новую жизнь уже не в Германии, а России...
Дочки разделили со мной скорбь того зала. Фаине врезался в память момент, когда водолазы обнаружили застрявших в коридорах людей, которые в панике хватались за жизнь, но именно давка их погубила. И девушка бортпроводник Вера с зажатыми ключами в руках, которая хотела прийти на помощь детям в каютах.
Следующие залы рассказывали нам о гибели советского теплохода "Армения " 7 ноября 1941 года и далее - о случившемся на атомной подводной лодке"Курск" в августе 2000 года.
Напишу про "Армению", потому что до этого дня ничего не знала об этом моменте нашей истории. По числу жертв тут все гораздо печальнее "Титаника". Если вообще уместно сравнивать. В связи с требованиями военного времени, грузо-пассажирский теплоход, вмещающий в себя около тысячи человек был переоборудован в транспортно-санитарное судно. На нём размещались в пять - семь раз больше пассажиров: всем нужно было вырваться из оккупированной Ялты. Здесь партийные руководители и гражданские лица, командиры и бойцы Красной армии, сотрудники "Артека", медицинский персонал и пациенты свыше двадцати госпиталей... "Армению" уничтожили целенаправленно и бесчеловечно, игнорируя флаг Международного Красного Креста на мачте. Судно атаковали немецкие бомбардировщики. Шансов на спасение не было. Только нескольких человек спас сторожевой катер.
Такой вот "красный день календаря". А накануне, шестого ноября, будет в этом году Родительская суббота. Теперь эти незнакомые люди из прошлого стали нам знакомы.
Вспомнилась песня про белые панамки, что учили в воскресной школе года два назад. И пусть там - Ленинград, здесь - Ялта, ощущение схожее.
В завершении я пришла в зал, где на экране шли списки всех катастроф водной стихии - стояла и читала: даты, места крушений, названия, число погибших... Как же много...
И только телефонный звонок, уточняющий, когда мы покинем снимаемое в Алуште жилье (точно ли ключи забирать в 18:00?) вывел меня из оцепенения.
Рада потом поделилась со мной своими размышлениями о том, что "Титаник" напомнил ей о трагедии Вавилонской башни.
"Нам свойственно стремиться перешагнуть предел, сделать что-то большое, масштабное, самое-самое. И если бы мы останавливались на этом... Может быть, оттого вмешивается стихия. Ведь не всегда, далеко не всегда человечество согласовывает свои намерения с миром... А война изначально обречена на поражение, кто бы с кем не воевал, потому как это, в первую очередь, действия против мира, природы и самого человека."
При выходе из музея стал накрапывать дождик, словно разделяя то, что было сейчас у нас на сердце, тихую грусть о всех тех людях, которых унесла вода. Обратно мы ехали в тумане, который рассеялся только ближе к центру Алушты. Алушта - добрый к нам город. Все так решилось, что мы успели всюду, куда сегодня собирались успеть.
Спасибо Крыму за всё, чем он нас наполнил!
С любовью и благодарностью
#трое, которым не сидится в покое
Пусть море будет к вам дружелюбным!
Пусть будут к вам дружелюбными горы!
И времени жизни для всей красоты этой хватит!
P. S. Очень хотелось найти для вас давно любимый мной фрагмент из книги. Увы, придётся рассказать сухо, своими словами то, что было сказано очень образно и красиво. Ведь статья уже готова родиться.
"Мы стоим на берегу, глядя в прекрасную даль. И замечаем корабль, которым хочется любоваться. Вот он плывёт, и кто-то машет с его палубы нам рукой. Мы улыбаясь, машем в ответ. Постепенно корабль удаляется к горизонту, исчезая из нашего поля зрения...
Корабля больше нет?
Он есть! Он где-то плывёт. Это мы просто не можем увидеть его. Но в то же самое время, стоящим на палубе, машет кто-то другой."
Если вдруг книга найдётся, напишу эту цитату целиком отдельным постом.